Причины провала Cyberpunk 2077

Дарья Ларина
корреспондент Expert.ru
22 декабря 2020, 01:51

Долгожданная видеоигра совсем не оправдала заоблачные ожидания фанатов. Постараемся разобраться, как главный релиз года смог превратиться в главное разочарование.

Редкий прецедент

Хайп вокруг Cyberpunk 2077 нарастал почти целое десятилетие. CD Projekt Red, польская студия, создавшая видеоигру, объявила о проекте в 2012 году. Игра обещала быть захватывающей, с детально продуманной научно-фантастической вселенной. С тех пор фанатов ежегодно радовали впечатляющими тизерами с участием таких знаменитостей, как Киану Ривз, Граймс и ASAP Rocky.

Бесконечные анонсы в новостях закрепили за игрой статус самого ожидаемого релиза десятилетия, если не века. Действие Cyberpunk разворачивается в антиутопическом будущем, где кочевники перемещаются в разноуровневом мире корпоративного шпионажа (с Ривзом в качестве проводника) и дополняют свои тела высокотехнологичным оружием – трансгуманизм в чистом виде. Игрокам обещали революционный опыт с обширными возможностями настройки персонажей и бесконечным миром для исследования. Восемь миллионов человек сделали предзаказ игры перед ее выпуском в декабре. Надежда геймеров была на то, что хотя бы для них этот год станет удачным.

В июле 2018, когда ожидание приближалось к пику, один пользователь Twitter написал в адрес официального аккаунта Cyberpunk 2077: «Будут ли в игре мемы?». На это создатели ответили: «Вся игра станет мемом». Твит оказался пророческим, но видимо не в том смысле, в каком надеялись разработчики. С момента выпуска 10 декабря Cyberpunk 2077 тысячи геймеров выложили в сеть ролики с багами, которые портят игру. Многие были забавные: крошечные деревья по краю зданий; танки, падающие с неба; и персонажи, которые катаются на мотоциклах без штанов. В этих видеороликах изображена просто непроходимая игра. Только у пользователей дорогих продвинутых ПК почти не возникает проблем.

Поклонники, конечно же, были в ярости. На прошлой неделе так много игроков потребовали от дистрибьюторов возмещения средств, что у Sony не хватало представителей службы поддержки. Трафик на их официальном сайте был настолько высоким, что сервер не выдержал и временно не работал. В ответ Sony и Microsoft заявили, что предложат полный возврат средств любому, кто купил Cyberpunk 2077 в их интернет-магазинах (редкий прецедент для Sony, которые никогда не возвращают деньги за начатую игру). Более того, в Sony убрали игру из своего официального магазина из-за большого количества недовольств.

Релиз Cyberpunk – одна из самых заметных катастроф в истории видеоигр, еще и со студией, которую считали лучшей в индустрии. Событие показало подводные камни, с которыми могут столкнуться игровые студии при создании так называемых игр Triple-A – неформальная классификация проектов с годами разработки и сотнями миллионов долларов вложений.

Внутри CD Projekt Red

Компания CD Projekt Red была основана в Варшаве в 90-х годах двумя школьными друзьями, Марцином Ивински и Михалом Кичиньски в период трансформации и роста игровой индустрии (тогда диски CD-ROM еще были новинкой). Они начали импортировать игры из Соединенных Штатов, переделывая их под Польшу и переиздавая в свой стране.

«К тому времени, когда закончилась школа, мы оба стали прогульщиками занятий, пропуская уроки, чтобы поиграть в игры», — сообщает Ивински на официальном сайте компании. Некоторые из первых сотрудников анонимно описывали руководителей компании как ловких маркетологов, рассказчиков и творческих фантазеров. Они сказали, что их энтузиазм в отношении игр часто опережал их инженерное и техническое мастерство. В этом, возможно, и кроется часть проблемы. Амбиции компании были астрономическими, как и некоторые ее неудачи.

В начале нулевых CD Projekt Red поставили цель превратить «Ведьмака», популярную серию книг польского писателя Анджея Сапковского, в захватывающую игровую франшизу. Но первый «Ведьмак», выпущенный в 2007 году, был переполнен лишними функциями, из-за которых игра все время зависала. Бывшие сотрудники сказали, что загрузка базовых экранов занимала от трех до пяти минут. Они также вспоминали, что во время разработки игр в целом существовала установка на создание большего количества вещей самостоятельно, вместо того, чтобы иногда лицензировать так называемое «промежуточное программное обеспечение» от других компаний с большим опытом. В результате разработчики создавали худшие версии функций, которые уже были усовершенствованы другими производителями.

Тем не менее, «Ведьмак» заполучил для студии множество последователей и фанатов. Наибольшую популярность приобрел «Ведьмак 3», получивший награды за самую детализированную вселенную и богатое повествование. Как и в предыдущих играх, в ней вначале были ошибки, что расстраивало игроков. Но большинство фанатов приняли уже устоявшуюся традицию релизов CD Projekt Red: выпускать неготовые проекты.

А затем последовала Cyberpunk 2077, впервые анонсированная в 2012 году и основанная на настольной ролевой игре, созданной в 1988. Это была первая попытка CD Projekt Red создать футуристический мир. По задумке, в игре должны были сочетаться элементы некоторых из величайших научно-фантастических фильмов: «Бегущий по лезвию», «Матрица» и др. Чтобы еще больше акцентировать внимание на антиутопических предшественниках, CD Projekt Red использовали в игре знакомое лицо Киану Ривза – того самого Нео из «Матрицы». На конференции по развитию в 2019 году актер ворвался на сцену в облаке дыма после того, как тизер-ролик раскрыл его персонажа. «Это ощущение присутствия, прогулки по улицам будущего – они действительно захватывает дух», — сказал Ривз на мероприятии. Изначально актер рассказывал в интервью Los Angeles Times, что он хотел поучаствовать в проекте из-за того, что ему нравится наблюдать, как иммерсивность формирует сегодняшнюю сферу развлечений. После скандала представители Ривза отказались давать комментарии, но понятно, что актер вряд ли мог знать о некачественной разработке игры.

Сейчас оказывается, что внутри CD Projekt Red все сразу было понятно. Непосредственных разработчиков все больше беспокоили некоторые грандиозные обещания, данные руководством во время рекламно-маркетингового тура. Бывшие сотрудники говорили, что еще в процессе разработки игры было очевидно: гипер-настраиваемый и бесконечно исследуемый мир, продаваемый игрокам, еще очень далек от идеальной версии.

К 2019 году в польских кругах разработчиков игр начали распространяться слухи о том, что CD Projekt Red сильно отстает от графика с Cyberpunk 2077 – дата выпуска была назначена на апрель 2020. Но даже с переносом релиза на декабрь у разработчиков не получилось довести игру до конца. Уход некоторых представителей высшего руководства, в том числе ключевых членов совета директоров, также рассматривался многими, как плохой знак.

На Glassdoor, сайте, где люди могут оценить своих работодателей, нынешние и бывшие сотрудники CD Projekt Red заявили, что за кулисами царит хаос: офисные слухи распространяются на серверах Discord, менеджеры устанавливают невыполнимые дедлайны, в кругах высшего руководства компании происходят постоянные споры. Некомпетентность и плохое планирование привели к реальному кризису среди сотрудников, которые перерабатывали, чтобы создать игру — хоть кое-как, но зато выполнив все в срок. «Владельцы относятся к компании как к машине для зарабатывания денег и рассматривают сотрудников не как людей, а как данные в таблице», — написал на сайте один из бывших сотрудников. Многолетний инженерный состав покинул компанию в этом году из-за переутомления.

Вы не получаете то, за что платите

В январе этого года CD Projekt Red написали в Twitter, что выпуск игры отложен до 17 сентября, потому что еще есть над чем поработать. Затем, в марте, пандемия коронавируса заставила CD Projekt Red отправить своих сотрудников домой. Хотя компания заявила, что удаленная работа не повлияет на шансы выпуска Cyberpunk, в сентябре руководство в конце концов объявило о дальнейших задержках. Запуск игры был перенесен на 19 ноября для исправления множество ошибок. То же самое произошло в октябре, когда дата выхода была перенесена еще почти на месяц.

В то время, как разработчики создали более или менее работающую игру для пользователей ПК, Cyberpunk давала сбой и часто вылетала на консолях следующего поколения, таких как PlayStation 5 и новых устройствах Xbox. Хуже того, игра почти не запускалась на старых консолях, таких как PlayStation 4 и Xbox One.

Обычно разработчики игр отправляют ранние копии рецензентам задолго до релиза, но CD Projekt Red держали Cyberpunk 2077 в секрете так долго, как только могли. Компания поделилась предварительными копиями для ПК только с некоторыми обозревателями игр – и то, это были самые усовершенствованные версии, почти без проблем работающие на компьютерах.

Рейтинги в интернете появились всего за несколько дней до выпуска игры. В течение месяцев обозреватели пытались получить версии для новых игровых консолей, выпущенных Sony и Microsoft в этом году. Но Стефани Байер, пресс-секретарь CD Projekt Red, заявила, что компания отправит копии ближе к моменту выпуска во избежание «сливов». Этого так и не произошло.

В ранних обзорах упоминались некоторые проблемы, но впечатления в основном были положительными. Страстные фанаты были в восторге от возможности первыми сыграть в легендарную игру. Многие были поражены возможностями настраивать своего персонажа буквально до каждого зуба. Правда, компания обещала, что можно будет так же кастомизировать машины, поэтому все были огорчены, когда такого в финальной версии игры не было и близко.

Когда первоначальный экстаз прошел, все увидели, что игра на самом деле полна багов. Геймер Андрей Сопов из Санкт-Петербурга рассказал, что его персонаж не мог выполнять даже базовые задачи, такие как бег, уклонение и подбирание оружия. Управлять автомобилем было настолько сложно, что он чувствовал себя пьяным за рулем. «Я просто ничего не могу сделать нормально в бою – все вылетает. Багов больше, чем самой игры. Я действительно думал, что Cyberpunk войдет в тройку лучших игр на новой консоли. Половина моих друзей в итоге просто вернули игру. Только на ПК можно кое-как в нее играть. Это так обидно, ведь там продуманные диалоги и сюжетные линии, большое внимание к деталям – потенциал огромный. Лучше бы создатели повременили с выпуском, но выдали бы нормальную версию».

Почти сразу после релиза игроки начали публиковать в социальных сетях скриншоты самых забавных багов. Один из частых сбоев заключается в том, что персонажи стоят с поднятыми руками в обе стороны и внезапно теряют штаны. Другие ляпы включают в себя персонажей, которые пролетают сквозь здания, появляясь из ниоткуда, а также машины, взрывающиеся без причины.

Не живые, а компьютерные персонажи внутри игры (N.P.C.) действуют настолько неестественно, что полностью портят игровой процесс. Один из пользователей Reddit опубликовал видео, на котором его персонаж бросает гранату в середину автострады, только чтобы увидеть, как все N.P.C. синхронно открывают двери машин, выходят и приседают, как если бы это было поставлено профессиональной танцевальной труппой. (Кто-то другой быстро отредактировал видео под начальную сцену из «Ла-Ла-Ленд», в которой водители бросают свои машины, чтобы танцевать посреди автострады).

Несмотря на то, что почти все баги безумно смешные, игроков это не сделало счастливее. CD Projekt Red заявили 11 декабря, что вернут разочарованным игрокам деньги из собственного кармана, если это необходимо. С начала декабря акции компании упали на 41 процент. Внутри студии происходят распри и обвинения. На встрече с членами совета 10 декабря штатные сотрудники обвинили руководителей в нереалистичных сроках игры и ложных обещаниях. Как сообщает Bloomberg, руководство компании не раскрывает своих напряженных переговоров с Sony, хотя инсайдеры заявили, что производитель игровых консолей очень недоволен тем, как CD Projekt Red относятся к ситуации.

Ближайшее будущее выглядит мрачным для создателей Cyberpunk – возможно, даже более мрачным, чем антиутопия, которую они построили в своей игре. Запросы на возврат средств поступают тысячами. Юристы и инвесторы в Варшаве рассматривают возможность подачи коллективного иска против компании за потенциально наказуемое искажение фактов с целью получения финансовой выгоды. Предстоящие недели определят, сможет ли CD Projekt Red выполнить обещание, данное еще в 2017 году.

«Не волнуйтесь», — написала компания в Twitter, — «Никаких скрытых уловок, вы получаете то, за что платите».