«Первый канал»: самая неожиданная приватизация года

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
Михаил Рогожников
главный редактор Monocle.ru
23 декабря 2020, 14:24

Государство отказывается от контрольного пакета акций АО «Первый канал» — общероссийского федерального телеканала со штаб-квартирой в «Останкино». Решение оказалось неожиданным, при этом интригой, которая может растянуться на три месяца, является имя или название бенефициара этого решения

Коллаж: Тамара Ларина

Кто нажмет «первую кнопку»

Пакет акций, принадлежащий государству в «Первом канале», «похудеет» с 51 до 34%. Число акций при этом не уменьшится, предстоит допэмиссия. Ее целью названо повышение финансовой устойчивости АО «Первый канал».

«Принять предложение Правительства Российской Федерации об увеличении уставного капитала акционерного общества "Первый канал"», путем дополнительного выпуска акций», — говорится в указе президента РФ N 806 от 21 декабря 2020 года, известно о котором стало во вторник, 22 декабря вечером.

Указом предписана реализация дополнительного выпуска «негосударственным акционерам при обеспечении сохранения доли Российской Федерации в уставном капитале этого акционерного общества в размере не менее 34 процентов голосов на общем собрании акционеров акционерного общества "Первый канал"». Оно также исключается из перечня стратегических предприятий и акционерных обществ. Но государство оставляет за собой право «золотой акции».

Правительство в процессе «мероприятий по увеличению уставного капитала» само определит перечень негосударственных акционеров телеканала. На это дается три месяца. То есть, допэмиссия будет сугубо адресной.

Сейчас, по данным «Интерфакса», 38,9% «Первого канала» принадлежат Росимуществу, 9,1% акций у ФГУП «ИТАР-ТАСС», 3% - у ФГУП «ТТЦ Останкино» (в совокупности это обеспечивает контрольный пакет в 51%). Структуры «Национальной медиа группы» контролируют 29%. О принадлежности оставшихся 20% у «Интрефакса» и других источников информации нет.

С существующими акционерами Российская Федерация заключит акционерное соглашение. Указ оставляет в руках государства долю не менее 34%, так что пока нельзя сказать, сколько именно купит частный акционер — существующий, то есть НМГ во главе с Алиной Кабаевой (председатель совета директоров), или какой-либо другой.

Как сообщает «Интерфакс», новым акционером «Первого» готов стать ВТБ — что интересно, уже владевший 20% и только в сентябре вышедший из капитала канала (неизвестно, в чью пользу). Однако следует заметить, что банк ВТБ, как и Группа ВТБ контролируется государством.

По сообщению агентства, в Минцифры заверили, что «Первый канал» по-прежнему остается одним из ключевых медиаактивов государства. Председателем совета директоров компании назначен помощник президента  Максим Орешкин. С 2011 года им являлся ректор МГИМО Анатолий Торкунов.

Приватизация «Первого канала» не является чем-то совсем неожиданным. Как сообщал в ноябре 2019 года «Эксперт online», Минфин при обсуждении нового плана приватизации предлагал включить в него ряд крупных активов, и в том числе телевизионную компанию «Первый канал», но позже стало известно, что телеканал в план приватизации включен не будет. И действительно, в  утвержденный распоряжением правительства  от 31 декабря 2019 года №3260-р. Прогнозный планом приватизации федерального имущества в 2020–2022 годах АО «Первый канал» не вошло. Однако, как говаривали еще во времена плановой экономики, жизнь внесла свои коррективы. Как в то время и любили, план оказался перевыполнен.

В основу принятого решения положены финансовые причины. Но «Первая кнопка» федерального телевидения это не просто бизнес. Нажимать ее, дело ответственное. Сейчас единственным частным собственником является НМГ, которая по (возможно, устаревшим) данным более чем на треть принадлежит крупнейшему акционеру Юрия Ковальчуку. Эта медиагруппа может расширить свое владение, или так же и другой собственник придет на канал. В последнем случае интерес к тому, кто это будет, окажется особенно пристальным.

Следует также отметить, что приватизация государственного телевидения является расширением применения демократических принципов в медиасфере. Хотя после оглашения решения о собственнике акций, выпущенных в ходе допэмисси (а возможно и еще 20%), не будет  недостатка в комментариях по поводу приближенных к власти фигур и структур (удержаться от которых невозможно, да и не нужно), это не умалит обстоятельства, названного выше.

И при этом владение долей в АО «Первый канал» не синекура. От владельца потребуются серьезные средства для поддержания телеканала на плаву.

Финансы спели старые песни о главном

Комментируя изменения в составе акционеров «Первого канала», доцент Высшей школы управления финансами Валерий Корнейчук предлагает взглянуть на его опубликованную официальную отчетность и провести экспресс оценку ее основных показателей.

Чистые убытки канала за 2018 и 2019 год составили порядка 6,8 млрд рублей и 4,15 млрд рублей соответственно, говорит он. Кредиторская задолженность за 2018 год составляла 21,06 млрд рублей.

В 2019 году она была частично погашена, одновременно компания набрала новых кредитов на 11,4 млрд рублей. Субсидии государства на деятельность компании в 2018 году составили 6,4 млрд рублей, а в 2019 году — 3,76 млрд рублей.

Такие показатели финансовой деятельности «Первого канала» были обусловлены существенным падением выручки и иных видов доходов, объясняет эксперт. Таким образом, деятельность Первого канала за указанный период 2018-2019 годов являлась убыточной и уже давно требовала вмешательства со стороны его основного акционера — государства, отмечает он.

Каким образом можно улучшить деятельность убыточной компании? Самый простой путь — провести реорганизацию структуры уставного капитала компании и привлечь туда новых собственников, полагает Валерий Корнейчук, что и будет сделано в соответствии с указом президента. В течение трех месяцев правительство определит перечень негосударственных акционеров, которым будет продано до 17 процентов акций. Возможные имена их пока не сообщаются.

Есть и еще одна особенность при проведении дополнительной эмиссии ценных бумаг, добавляет Валерий Корнейчук. Она, как правило, сопровождается реформированием политики компании с учетом привлеченных акционеров. «На наш взгляд, этого не произойдет, — говорит он. — Несмотря на то что “Первый канал” перестанет быть государственным, он в самом деле остается одним из ключевых медиаактивов государства и лидером телевизионной отрасли».

В то же время, эксперт Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский считает вполне вероятным закрытие некоторых передач с низкими рейтингами и большими бюджетами. По сути, говорит он, долгосрочных задач здесь две — вывести канал на безубыточность и вернуть доверие зрителя.

«Если на канале будет несколько снижен порог цензуры и самоцензуры, то это положительно отразится как на рейтингах, так и на рекламных контрактах», — полагает Кричевский. Очевидно, что каналу нужны свежие решения, заключает эксперт.