Гражданское оружие: проверок будет больше. А толку?

Елизавета Смирнова
12 октября 2021, 19:18

Теперь чтобы получить или продлить лицензию на владение оружием, необходимо будет пройти дополнительную проверку ФСБ и МВД

Сергей Фадеичев/ТАСС
Осмотр и проверка исправности охотничьего оружия в отделе лицензионно-разрешительной работы Росгвардии РФ

Росгвардия предложила внести в Федеральный закон «Об оружии» изменения, которые расширят полномочия силовиков. Теперь гражданам, чтобы получить или продлить лицензию на владение оружием, необходимо будет пройти дополнительную проверку ФСБ и МВД.

11 октября соответствующий законопроект был опубликован на портале нормативно правовых актов. Согласно документу, гражданину может быть отказано в получении лицензии на покупку оружия, если по результатам проверки в отношении него будет вынесено заключение о наличии опасности нарушения прав и свобод граждан, угрозы государственной или общественной безопасности. Кроме того, проверка может стать основанием для аннулирования лицензии, выданной ранее.

Как пояснил Expert.ru официальный представитель Росгвардии Валерий Грибакин, цель законопроекта — повышение эффективности и усиление контроля за законностью владения оружием гражданами РФ и предупреждение его использования в противоправных целях.

«Вводимые ограничения направлены на недопущение владения оружием гражданами Российской Федерации, причастными к организованной преступной деятельности, в том числе экстремистской или террористической направленности, а также предупреждение получения доступа к оружию гражданами Российской Федерации, имеющими намерения использования его в противоправных (преступных) целях», — добавил Грибакин.

Меры ужесточения выдачи разрешения на ношение оружия активно обсуждаются на фоне участившейся в последние годы стрельбы в учебных заведениях. Напомним, что в сентябре такая трагедия произошла в стенах Пермского университета, куда первокурсник Бекмансуров пришел в каске и с помповым дробовиком в руках. Стрельбу студент открыл еще на подходе к зданию, а оказавшись внутри стал расстреливать всех, кто попадался ему на пути. В результате жертвами стрелка стали шесть человек и 28 получили ранения. Как сообщали свидетели, Бекмансуров молча вел неприцельный огонь по толпе.

Позже стало известно, что огнестрельное оружие студент получил на вполне законных основаниях, пройдя перед этим обследование у нарколога и психиатра. Правда, как заявлял сам молодой человек, даже если бы ему не удалось получить лицензию, он всё равно совершил бы нападение.

В мае похожая история случилась в казанской гимназии, куда ворвался вооруженный бывший гимназист, 19-летний Ильназ Галявиев. Как выяснилось позже, оружие, из которого он расстреливал учеников и преподавателей, тоже было официально зарегистрировано на его имя.

На фоне этих событий президент Путин в июне нынешнего года подписал закон, внесший в КоАП целый ряд поправок, которые ужесточили контроль за гражданским оружием. В частности, теперь за незаконную продажу и приобретение оружия граждан будут штрафовать на сумму до 10 тысяч рублей с возможной конфискацией оружия или же подвергать аресту на срок от 5 до 15 суток.

Но, как предположил в беседе с Expert.ru ассоциированный профессор социологии права им. Муромцева Европейского университета в Санкт-Петербурге Кирилл Титаев, говорить о мерах, регулирующих оборот оружия, как о средствах предупреждения преступной стрельбы практически бессмысленно.

«Насколько мы можем понимать из мирового опыта, относительно эффективным является только полный запрет гражданского оружия. А в России с её географией это неприемлемо, — полагает Титаев. — Нельзя оставлять без оружия жителей в небольших поселениях Севера и таежных деревнях, а граждане России должны иметь равные права».

Эксперт заметил также, что лишение права на владение разрешенным к обороту оружием для лиц, совершивших административные правонарушения — это общая практика.

«Введение одновременно с этим дополнительных проверок — мера, в общем, бессмысленная. Никакая массовая проверка никогда не будет эффективной, даже если подключить к этому делу ФСБ. Просто рядовой инспектор будет быстро проверять человека на предмет присутствия в тех или иных базах, а никакой содержательной проверки возникнуть здесь не может», — резюмирует Титаев.