Вьетнам заинтересовался российскими АКП

Наталья Быкова
обозреватель «Монокль»
26 октября 2023, 16:29
«КАТЕ»
У Дмитрия Медведева и министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова АКП, разработанные и произведенные компанией «КАТЕ», также вызвали неподдельный интерес

Речь о продукции компании «КАТЕ», той самой, что производит многоступенчатые коробки передач для автомобилей AURUS. Она была представлена на Международной промышленной выставке в Ханое в октябре этого года и получила реальные шансы на продвижение на вьетнамском рынке. В частности, ей заинтересовались два ведущих предприятия страны по выпуску подвижного состава и автомобилей. Об этом сообщил руководитель департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Владислав Овчинский. Известно также о подписании соответствующих соглашений, подробности которых пока не раскрываются. 

Компанию «КАТЕ» основали в 2004 году выпускники МГТУ им. Н.Э. Баумана, она стала первым на российском рынке производителем АКП. В ее линейке — 7- и 9-ступенчатые автоматические коробки передач. В компании подчеркивают, что они разрабатывались собственными силами, с опорой на знания и опыт кафедры «Колесные и гусеничные машины» МГТУ в области синтеза и проектирования планетарных коробок передач, которые использовались во многих образцах тяжелой техники. Особенностью 9-ступенчатой КП является отсутствие традиционного гидротрансформатора: крутящий момент здесь передается посредством четырех планетарных рядов. Это повышает КПД коробки передач; она способна «переваривать» крутящий момент до 1000 Н*м (больше, чем у топовых моделей Mersedes и Rolls-Royce).

На самом старте компании ее руководство заявляло о намерении снабжать АКП все российские автозаводы — ГАЗ, УАЗ, АвтоВАЗ и КАМАЗ. Для этого в 2007 году планировалось запустить серийное производство в Калининграде. Но первая очередь завода была построена лишь в 2019 году, а первая серия продукции сошла с конвейера только в 2020 году. Эти АКП предназначены для автомобилей AURUS SENAT.

Сотрудничество с АвтоВАЗом было начато и свернуто в 2012 году. Провальным для компании стал прошлый год: ее выручка снизилась на 90% по отношению к 2021 году и составила всего 80 млн. рублей. Это может быть связано с нарушением логистики импортных комплектующих, а также с пробуксовкой в работе основного заказчика — AURUS, модели которого до сих пор не производят крупными сериями. Активизация «КАТЕ» на внешних рынках, вероятно, свидетельствует не столько о росте компании, сколько о том, что на внутреннем рынке пока не все гладко в плане спроса на отечественные АКП. 

Во Вьетнаме «КАТЕ» знают как раз по брэнду AURUS. К этим автомобилям там относятся с восторгом — местные журналисты их называют русскими «Bentley», подчеркивая, что они примерно на 20 % дешевле британской люксовой машины. Цена на комплектующие во Вьетнаме также является одним из ключевых факторов, так как правительство поддерживает развитие собственных автопроизводителей высокими пошлинами на импортные машины.