Российско-китайские автошахматы: как перейти от защиты к нападению?

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
11 апреля 2024, 17:41

Китайские легковые автомобили заняли до 70% российского рынка. И если в 2022 году в них видели спасение после ухода западных брендов, сейчас приходит понимание: спрос на импортные, в данном случае китайские, машины, по сути, не оставляет нашим компаниям шансов на развитие. Эксперты и участники рынка предлагают ряд мер, и лишь немногие из них полагают, что защищать рынок не нужно. Но и одна только защита не даст российскому автопрому перейти, образно говоря, в нападение. «Только комплексный подход, включающий модернизацию производственных мощностей и повышение технологического уровня отечественных автомобилей, сможет обеспечить устойчивое развитие российского автопрома в условиях жесткой конкуренции», — говорит один из экспертов. Подобные призывы мы слышали не раз. Но серьезный поворот государственных ли, рыночных ли сил или их вместе к развитию легкового автопрома все время заставляет себя ждать.

Коллаж: Тамара Ларина

Партию спасли, но на доске произошла смена фигур

Спрос на иностранные автомобили, из ЕС и США, Японии и Южной Кореи в России в последние десятилетия был неизменно высок. В попытке «подтянуть» отечественный автопром создавались совместные предприятия, поддерживалась локализация импортных марок.

Но в 2022 году зарубежные автопроизводители начали выходить из российских активов, остановили производство на предприятиях, которые были локализованы, перестали поставлять автомобили и комплектующие. Потребитель приуныл.

А массово переключиться на продукцию исконно российского автопрома ему оказалось сложно. АвтоВАЗ боролся с последствиями ухода стратегического партнера и санкциями, ограничившими поставки комплектующих. К тому же, в Тольятти традиционно делают далеко не всю гамму автомобилей. УАЗовские внедорожники брутальны, но в силу этого — нишевые. Остальным далеко было даже до этих двоих. 

Отечественный автопром отнюдь не сдался и мощно наращивает производство, пройдя через «яму» численности выпуска и серьезнейшие логистические и технологические трудности. Но и китайские бренды грамотно воспользовались ситуацией, фактически получив карт-бланш на нашем рынке и сразу же начав активно замещать собой прежний ряд иномарок. 

Импорт китайских авто в 2023 году вырос на 258% и Россия занимает первое место по закупкам (примерно 14 % от всего импорта из КНР), приводит статистику доцент Финансового университета при правительстве РФ Ольга Дмитриева. По состоянию на конец марта 2024 года автосалоны забиты китайскими авто.

Последнее, правда, усугубилось тем, что с 1 апреля 2024 года менялись правила импорта автомобилей на территорию Евразийского экономического союза, отмечает она. После этой даты ввоз машин из ЕАЭС становится дороже.

Показательна статистика, указывает Ольга Дмитриева. Например, «АвтоВАЗ» выпустил 374 тыс. единиц в 2023 году, а импорт китайских авто составил 5,22 млн единиц. 

«Китайцы умеют качественно “накрасить губы"»

И все же ситуация с китайскими автомобилями не так проста, как выглядит на первый взгляд. Как поясняет основатель компании E.N.Cars Евгений Забелин, если говорить о прямой конкуренции между российскими и китайскими производителями, то всё зависит от того, про какие марки идёт речь. 

«Если говорить про “АвтоВАЗ”, то прямой конкуренции нет — с учётом утилизационного сбора китайские одноклассники российской LADA значительно дороже. С “Москвичом” ситуация иная — если сравнивать с автомобилем марки JAC, чьей копией он, по сути, является, то цены у официального дилера будут ниже как раз на китайский бренд», — отмечает эксперт.

Спрос на «китайцев»  есть по ряду причин, помимо емкости российского авторынка как таковой. «Во-первых, они закрывают те сегменты, в которых не присутствуют отечественные производители, — констатирует Евгений Забелин. — Во-вторых, в тех сегментах, где российские авто есть, китайцы дают больший выбор по моделям и маркам за сопоставимые или даже меньшие деньги».

Китайские автомобили занимают значительную долю на российском рынке — до 70%, но отечественные производители не ощущают конкуренции, так как уровень спроса остается высоким, считают в пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр». В феврале 2024 года было выпущено 57 тысяч легковых автомобилей и 15 тысяч грузовиков отечественного производства. Официальные дилеры предоставляют владельцам автомобилей оригинальные запчасти и качественное сервисное обслуживание. При этом объемы производства российских автомобилей выросли на  65-70% по сравнению с началом 2023 года. 

Однако, если посмотреть взыскательнее, то даже такие высокие темпы роста нашего производства ситуацию изменить не слишком помогают. «Китайцы умеют качественно «накрасить губы" своим машинам и показать действительно качественный продукт, который может быть востребован, — говорит генеральный директор Siberia Capital Никита Решетников. — Но мы ещё посмотрим, насколько эти машины подходят под наши суровые условия эксплуатации, так как далеко не все китайцы зарекомендовали себя в условиях российской зимы», — замечает он. 

Что же касается тезиса о том, что необходимо создавать и локализовывать производства, в том числе иностранных автомобилей под иностранными брендами, этот момент очень даже спорный. — полагает эксперт. — Если мы позволим китайским производителям развиваться и локализовывать свои производства на нашем рынке, наших автопроизводителей, это скорее всего никаким образом не поддержит. Это только снизит производственные издержки для китайских компаний, и они смогут более эффективно проводить экспансию». 

В России существует ряд программ поддержки отечественного автопрома. В их числе льготная программа приобретения машины в кредит. Изначально проектом бюджета на 2024-й и плановый период 2025-2026 годов на эти цели было запланировано выделить 50 млрд руб. Но ко второму чтению в Госдуме сумму увеличили до 65 млрд руб. А с 2017 года действует программа «Семейный автомобиль» подразумевает выдачу субсидии в размере доли от 20% до 35% от цены новой машины российского производства. Сумма зависит от региона, в котором приобретается автомобиль, а также от типа его силовой установки: максимальная скидка предоставляется на более дорогие электромобили. Но эти программы пока явно не спасают ситуацию.

В остром гамбите пока жертвуем мы

В качестве сдерживающей импорт меры власти, а также директор АвтоВАЗа Максим Соколов (он, кстати, настаивает на том, что конкуренция с китайским автопромом есть, и очень острая) называют введение утилизационного сбора. Но многие участники рынка и эксперты относятся к утильсбору и заградителным мерам по-рыночному скептически.

Заградительные меры для отечественного автопрома давно превратились в способ существования, отметили в пресс-службе банка «Открытие». Локализация с ее баллами и заградительными платежами настраивает рынок за все российское против всего заграничного, потому что наше получается дешевле. И все равно этого кажется недостаточным. Утильсбор уже повышали в прошлом году и крупно, сделав иномарки без “прописки” сильно дороже. 

Впрочем, в банке признают, что новое закручивание условий для иностранных марок может отвернуть часть из них от нашего рынка. По крайней мере, тех из них, кто пока не готов основательно вкладываться в местное производство. Поэтому большие проблемы ждут индийские и иранские марки, если они останутся на выжидающих ролях, а также некоторые китайские бренды, только прощупывающие интерес. Но в «Открытии» считают такую перспективу скорее «угрозой» для рынка в целом, чем «возможностью» для отечественного автопрома. 

В ГК «АвтоСпецЦентр» полагают, что для поддержки отечественных производителей следует сдерживать рост цен на новые автомобили в бюджетном и массовом сегменте. Сейчас основные экономические показатели, в том числе курс рубля и размер ключевой ставки, остаются стабильными, поэтому нет предпосылок для стремительного увеличения стоимости автомобилей.

Необходимо финансирование отраслевой науки, научных учреждений, дизайнерских бюро, отрасли композитных материалов, уверен руководитель оперативного штаба независимого профсоюза «Новый труд» Алексей Неживой. Эксперт напоминает, что и Южная Корея не так уж и давно начинала с подделок Opel, а сейчас ее машины востребованы во всем мире. 

В борьбе за покупателя необходимо проводить политику сдерживания импорта, это поможет поддержать спрос на российские автомобили, а также их производство, уверен сопредседатель подмосковного отделения «Деловой России», директор ГК «Орехово-Автоцентр» Илья Титов.  Он отмечает, что сегодня себестоимость выпущенных в Китае комплектующих, а также непосредственно самих автомобилей ниже. Это мешает конкурентной борьбе за рынок. Поэтому государство вводит различные механизмы, например, увеличивает таможенные пошлины, вводит инвестиционные сборы и так далее. Все это направлено на поддержку отечественных производителей, а также позволит повысить уровень локализации тех же китайских производителей на российском рынке.

«Конечно, пока на рынке сохраняется определенная напряженность, связанная с автокомпонентами, которую следует решить. При этом с каждым днем мы все больше и чаще слышим, что открываются производства, стартует запуск приостановленных по техническим причинам к выпуску моделей. Перспективы роста отечественного автопрома есть, просто нужно время и программы стимулирования спроса, дополнительные субсидии», — заключает Илья Титов.

Стимулировать приобретение нашим потребителем отечественных машин, полагает Евгений Забелин, могут программы поощрения для покупателей российских марок: льготные кредиты с господдержкой, субсидии и другие бонусы для владельцев таких машин. И конечно, нужно популяризировать отечественные бренды в глазах россиян. Правильный маркетинг и реальная выгода для потенциальных покупателей способны увеличить спрос.

Если же говорить про широко растиражированное повышение утилизационного сбора в России, который в целом должен сократить количество импорта, то, уверен эксперт, он в самом деле  снизит спрос на иностранные автомобили и вынудит покупать отечественные. «Но такой подход не стимулирует спрос, а убирает конкуренцию. Отечественные бренды не станут лучше или привлекательнее на фоне зарубежных, просто у покупателей не останется выбора, — говорит Евгений Забелин. В то же время, и он, как ряд экспертов, не поддерживает идею новой волны сборки иномарок на российской почве, даже если такая сборка прикидывается не «отверточной».

«Стоит поддерживать именно отечественного производителя в лице “АвтоВАЗа” в тех нишах, в которых он работает и делает это успешно. Поддерживать же сборку в тех сегментах, где российским компаниям пока предложить нечего, смысла нет — это не стимулирует развитие рынка в целом. Зарубежный партнер в любой момент может отказаться от сотрудничества и уйти, не оставив никаких технологий», — справедливо замечает он.

Без принятия решительных мер по защите внутреннего рынка, отечественные производители действительно будут вынуждены сокращать выпуск, уверен доктор делового администрирования по экономике и управлению Роман Синицын. Он считает необходимым введение таких мер, как квоты на импорт китайских автомобилей, подобно практике ограничения ввоза мяса птицы, что позволит сбалансировать спрос и предложение на внутреннем рынке, а также — повышение таможенных пошлин и утилизационного сбора на импортные автомобили. Однако чрезмерное увеличение сборов может привести к неоправданному росту цен, поэтому требуется взвешенный подход, отмечает эксперт.

Одновременно, считает Роман Синицын, требуется стимулировать спрос путем предоставления субсидий и налоговых льгот при покупке отечественных автомобилей, особенно для социально значимых категорий граждан и корпоративных парков. Также разумно было бы ввести обязательные закупки государственными структурами автомобилей российского производства. Речь об этом ведется, и даже точечно закупки происходят. Но, к сожалению, именно точечно. Третья мера — поддержка развития лизинга и программ trade-in для стимулирования обновления автопарка.

Кроме того, добавляет Роман Синицын, крайне важно обеспечить опережающее финансирование НИОКР, модернизацию производственных мощностей и повышение технологического уровня отечественных автомобилей. Только комплексный подход сможет обеспечить устойчивое развитие российского автопрома в условиях жесткой конкуренции.