Эксперт по развитию бизнеса в банковской сфере Сергей Трифанов о последствиях пандемии.
17 сентября в Общественной палате РФ прошел крупнейший Деловой практический Форум Евразийский саммит предпринимателей и финансистов и XVI Международная премия в области экономики и финансов им. П. А. Столыпина. Лучшие специалисты в области бизнеса, финансов и законодательных инициатив рассматривали способы выхода из сложившегося кризиса, вызванного ограничениями из-за пандемии. Обсуждали возможности господдержки, оптимизации бизнес-процессов, значение внешнеэкономической деятельности для диверсификации экспорта и импорта. За эффективные решения и неоценимый вклад в решение проблемы один из ведущих экспертов форума Сергей Трифанов был удостоен медали За Защиту Российского Бизнеса от последствий covid-19. Именно он поделился с нами секретами спасения бизнеса и оперативного функционирования в режиме ограничений. Об этом читайте в статье.
- Сергей, во время пандемии вы были членом Оперативного штаба по поддержке бизнеса, который оказывал помощь субъектам предпринимательства, больше всего пострадавшим от ограничений. Какими найденными в этот период решениями и методами выхода из кризиса вы поделились с участниками форума?
Разразившаяся по всему миру пандемия нанесла существенный удар по привычному укладу жизни граждан, в особенности по порядку функционирования малого и среднего предпринимательства. Привычные цепочки производства и экспорта были нарушены, повсеместные ограничения, связанные с карантином, поставили под угрозу само существование некоторых бизнес предприятий по всей стране. Как эксперт по развитию бизнеса в банковской сфере в рамках работы Штаба, я оказывал консультативную поддержку частным предпринимателям, представителям средних и крупных компаний, которые были затронуты последствиями ограничений в период пандемии больше всего. Я обладал достаточными знаниями в сфере налогового законодательства, моя работа была связана с помощью в выстраивании диалога между органами государственной власти и бизнесом по вопросам получения преференций и поддержки отраслей деятельности, наиболее пострадавших от введенного режима ограничений.
Проблемы, которые мы обсуждали с участниками и организаторами форума, были схожи с тем, с чем я уже не раз сталкивался. Так как мероприятие проходило в международном формате, было очень интересно познакомиться с опытом коллег соседних стран, узнать, как они боролись с острейшим кризисом. В целом мы обменивались опытом и авторскими наработками, уроками, которые все вынесли из этого сложного времени. Было приятно осознавать, что мои советы и мой опыт воспринимались коллегами с большим интересом.
- На время вашей работы в банковском секторе пришлись мощнейшие кризисы. Были ли вы к ним готовы или приходилось импровизировать и перестраиваться “на ходу”?
Первый кризис произошел в 2014 году. Тогда, конечно, я не был к такому готов, ведь только начинал свою карьеру. Опыта было мало. Второй кризис случился в 2020, приправленный сорвавшейся сделкой ОПЕК и сопровождающийся кризисом цен на энергоносители, он стал серьезным ударом по привычному укладу жизни. Но его я встретил с определенным оптимизмом, так как понимал, что этот кризис не похож на все остальные, он не имел экономической составляющей. От него не было “пузырей” на рынке или неправомерно перегретых показателей. Я бы его назвал не экономическим кризисом, а социальным или медицинским кризисом, лишь отчасти задевшим экономику, в классическом понимании кризиса.
В какой-то степени кризисы заставляют соображать “на ходу”, так как у тебя нет методического пособия, которое подскажет, какой шаг нужно делать дальше. Ты можешь только прогнозировать возможные сценарии, и я всегда придерживаюсь такого правила. Возможные последствия я представляю в 3х плоскостях: хорошая, нейтральная, плохая. Каждый из вариантов может случиться и в каждом есть свой план действий. Такой подход не новинка в финансовом мире, но, как показала практика, инструмент рабочий, хоть и требует определенных доработок.
- Вы подчеркиваете, что вы практикующий специалист. Каким образом и для чего вы совмещаете практику с научной деятельностью?
Я понял, что совмещение профессиональной и научной деятельности - это на самом деле просто. Так как перед тобой кладезь проблем, которые ложатся в основу фундаментальных трудов. Я разбираю эти научные работы, ищу ответы на вопросы, выделяю рабочие, на мой взгляд, механизмы. Все, что нужно, и это самое сложное, - структурировать проблему и выявить ее суть. А затем поэтапно описать ее решение. Но решение должно коррелировать с практикой, ровно как и проблема должна быть реальной и требующей решения. За годы практического опыта я научился эти проблемы видеть и научился искать для них комплексные решения. А с попыток поделиться этими знаниями и началась моя научная деятельность. Ведь в наше время наука - это еще и инструмент обмена опытом, знаниями, мнениями. При этом отмечу, что это не теоретическое описание решения проблемы, а практическое. Приведу такой пример, проблемой многих финансовых организаций, реализующих инвестиционные проекты, является недостаточно качественное донесение до людей информации об эффективности и безопасности данных продуктов, отсутствие прозрачного механизма действия и, как следствие, отторжение у конечного покупателя. Что я предлагаю? Собрав конкретную целевую аудиторию, банк получает возможность привлечь часть ее представителей в данный продукт, перед официальным запуском, которые впоследствии станут основой для расширения клиентской базы в этом направлении. Для этого необходима эффективная разработка процесса продвижения каждого конкретного финансового продукта, учитывая его специфику для каждой группы людей. Этому механизму посвящены мои теоретические наработки, а именно методика по разработке финансовых продуктов, которая уже применяется в банках и финансовых учреждениях, с представителями которых я общаюсь в виду профессиональной деятельности. Ведь в банковской сфере также есть свое профессиональное сообщество, где мы делимся мнениями, взглядами и полезными наработками. Некое незримое комьюнити, в котором все друг друга заочно знают.
- Вы являетесь членом Московской ассоциации предпринимателей. Что вам дает этот опыт, и как были отмечены результаты вашей работы с бизнес-сообществом?
Московская ассоциация предпринимателей — старейшая межрегиональная общественная организация руководителей предприятий, бизнесменов, созданная в 1989 году. Отделения и представительства работают не только по всей России, но и за рубежом. Для меня экспертная деятельность в Ассоциации - это возможность принимать участие в решении стратегических отраслевых задач предпринимательства РФ в национальных масштабах.
У всех крупных достижений есть первые ступени. Я с юности увлекался вопросами экономики и бизнеса. Эта страсть к своему делу остается до сих пор. Я понимаю, что опыт и профессиональные навыки в этом направлении могут быть полезны обществу, более того в условиях рыночной экономики эти навыки являются жизненно необходимыми. Мне всегда хотелось приносить пользу людям через свою профессиональную деятельность. Поэтому, когда мне предложили первый проект в МАП, с радостью согласился.
Сейчас в МАП взаимодействую с органами власти, принимаю участие в бизнес-миссиях. Руководство ассоциации часто привлекает меня к разработке программ, направленных на экономическое просвещение бизнес-среды, благотворительных проектов, социально-экономической и политической деятельности.
В апреле 2019 я активно поддерживал работу Общественной приемной МАП, занимающейся приемом и обработкой жалоб предпринимателей. Они направлялись в Штаб по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, созданный по инициативе Мэра Москвы Собянина. Я проводил консультации по вопросам получения поддержки и взаимодействия с ассоциацией. Было много положительных отзывов о моей работе. За вклад в организацию и проведение мероприятия, я был награжден почетным дипломом за развитие отрасли банковского сектора.
А за мою работу во время пандемии мне вручили Медаль За Защиту Российского Бизнеса, отметив весомый вклад в улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации и повышение доверия кредиторов и вкладчиков.
- Какие качества отличают настоящего профессионала своего дела? Назовите Ваши личные маркеры успеха.
Когда человек не боится взять на себя ответственность. Грамотный специалист - это профессионал, который не только сам идет вперед, но и развивает своих сотрудников. Он не боится нового, он гибок и готов к изменениям, он принимает решения и берет ответственность за них. При этом не важно, какую должность он занимает. Это касается и специалиста за стойкой отделения банка, и топ-менеджмента.
- Какие советы вы могли дать тем, кто решил построить карьеру в банковском деле?
Не бойтесь трудностей. Я думаю, со мной согласится каждый, что мы сталкиваемся с ними каждый день. Для настоящих профессионалов, тех, кто работает на общий результат, трудности становятся уже чем-то обычным. Более того, если удалось сделать что-то легко, то невольно начинаешь искать в этом подвох, потому что не привык к такому. Любите трудности, любите их решать, любите выходить из зоны комфорта. Только так можно расти не только в профессиональном, но и личностном плане.