В пользу российского ИТ-сектора сработал набор факторов

Точные итоги минувшего года по отрасли ИТ еще не подведены, но уже понятно, что сектор как минимум удержался на уровне 2019 года.

Читать на monocle.ru

По оценке IDC — международной консалтинговой компании, специализирующейся на рынке информационных технологий и телекоммуникаций, негативные ожидания в отношении российского ИТ-сектора не подтвердились: его динамика оказалась околонулевой.

Как заявил вице-президент IDC в России и СНГ Роберт Фариш, поддержку отрасли обеспечили крупные компании, чьи объемы выручки демонстрировали уверенный рост — вплоть до 20%. Мелкие фирмы, напротив, пострадали достаточно сильно — по ним ударил разрыв большого количества контрактов.

Как пояснил Фариш, эти выводы основаны на данных интеграторов и крупных поставщиков программного обеспечения. «Падения по итогам года ни у кого не было, но мы еще ждем данных от более мелких компаний», — приводит его слова «КоммерсантЪ». Фариш добавил, что IDC сохраняет консервативный прогноз по дальнейшему развитию ИТ-сектора. Компания ожидает роста госзаказа, но на фоне одновременного снижения количества других проектов и сохранения стагнации. Заметим однако, что весной прошлого года в IDC ожидали падения сектора на 30%.

Роберт Фариш отметил, что по сравнению с европейскими компаниями российские игроки рынка в целом пострадали меньше. Это стало возможным благодаря сохранению инвестиций в развитие со стороны самого бизнеса и дополнительным льготам, полученным от государства. В частности, сектор получил возможность налогового маневра, в рамках которого ставки налога на прибыль были снижены для IT-компаний с 20 до 3%, а ставка по страховым взносам — с 14 до 7,6%.

Российский рынок информационных технологий действительно развивался вопреки локдаунам и ограничениям, которые накладывала на экономику ситуация с коронавирусом, отмечает основатель Talkbank Михаил Попов. Во многом этому способствовала легкость, с которой российские компании перешли на удаленный формат работы.

На первый взгляд кажется, что для ИТ-индустрии в таком переходе нет ничего сложного: большая часть работы здесь — работа с компьютером, который есть у всех дома, а коммуникацию легко организовать через интернет. На практике же отсутствие возможности видеться с коллегами и ограничение контактов заранее спланированными интернет-митингами — это серьезный вызов, уверен Попов. Прежде всего, резко сокращается количество спонтанных коммуникаций, в которых часто рождаются новые идеи и решения. Снижается и скорость взаимодействия, поскольку у людей возникает склонность ждать трекшн-митингов, на которых обсуждаются текущее состояние компании, задачи и планы. Понятно, что в обычной жизни всё происходит быстрее и естественнее: встречаясь в коридорах офиса, коллеги обмениваются мнениями, статусами, и это позволяет руководству более оперативно принимать решения.

Кроме того, отмечает Попов, нужно чётко выстроить все технологические процессы, поскольку вопрос безопасности данных и наличия необходимых программных решений приобретает при «удалёнке» особую важность. И речь идёт не только об электронном документообороте — бумажный в компаниях тоже достаточно развит. Перевести все в одночасье в полностью цифровой формат с обеспечением всех необходимых доступов, ресурсов и электронных коммуникаций, выстроить процессы, новые порядки планирования и контроля выполнения задач — достаточно сложная задача.

Российские ИТ-компании достаточно хорошо справились с её решением, констатирует банкир. Во-первых, благодаря тому, что локдауны не были предельно жёсткими и позволили осуществить переход на удаленную форму. Во-вторых, многие фирмы уже довольно давно и активно применяют использование облачных решений. Все это позволило сектору не только достаточно быстро перестроиться самому, но и предложить эффективные решения компаниям из других отраслей экономики, чтобы они могли минимизировать негативное воздействие коронавирусных ограничений на свою деятельность. В результате период локдауна стал стимулом к массовой цифровой трансформации, которая вызвала рост спроса на услуги и продукты ИТ-компаний, сгладив таким образом негативные эффекты в экономике и позволив рынку остаться на прежнем уровне, сказал в заключение «Эксперту Online» Михаил Попов.

В пользу российского ИТ-сектора сработал целый набор серьезных факторов, отмечает в свою очередь эксперт информационно-аналитического центра компании Hamilton Антон Гринштейн. Первый связан с невысокой способностью российского бизнеса противостоять воздействию продолжительного локдауна. Поддержка, оказанная государством, была недостаточной для того, чтобы «пересидеть» кризис, поэтому перед многими предприятиями встала дилемма: либо быстро перестраиваться на «удаленку», приобретая готовые цифровые решения, либо закрываться. Это очень хорошо прослеживается в статистике по ИТ-сектору за 2020 год, где явно видно смещение акцента с долгосрочных проектов, на краткосрочные.

Вторым фактором стала высокая финансовая устойчивость российских госпредприятий и как следствие — стабильность инвестиционного процесса, продолжает Гринштейн. Например, для финансового сектора — крупнейшего заказчика продуктов и услуг ИТ — пандемия не только не стала поводом к замедлению «оцифровки» бизнеса, но, напротив, сыграла роль триггера для ускорения этого процесса.

Третий фактор — безопасность. Российский бизнес в высокой степени акцентирует внимание на защите информации, и серьезный сдвиг бизнес-процессов в онлайн неминуемо должен был к росту спроса на решения в области онлайн-защиты. Собственно, и это в статистике за 2020 год мы тоже увидели.

И наконец, четвертый — вынуждено более мягкие ограничения, как в период первой волны пандемии весной прошлого года, так и во время второй волны осенью и зимой. В отличие от стран с развитой экономикой, Россия просто не может позволить себе не работать. С одной стороны это удручает, но с другой, как мы видим, имеет явные плюсы, указывает Антон Гринштейн.

Он обращает также внимание и еще на одну немаловажную деталь: высокую лояльность россиян, особенно молодого поколения, к технологическим новшествам. Это уже отмечалось в секторе финансовых технологий по росту безналичных платежей, а теперь хорошо видно и по внедрению формата онлайн в других сферах — работы, досуга, питания.

Что касается общенационального плана восстановления экономики, то хотелось бы надеяться, что его влияние на положение дел в отрасли ИТ окажется положительным, говорит Гринштейн. Пока, однако, некоторые сомнения вызывает отсутствие ясности относительно налогового маневра, где сектора, фискальная нагрузка на который может не уменьшиться, а вырасти. Эксперт тем не менее полагает, что после внесения поправок и разъяснений, российская отрасль ИТ действительно получит поддержку и стимул для роста. В то же время стоит признать, что использование консервативного сценария о нулевом росте в 2021 году является хорошей мотивирующей базой.

Весьма вероятно, полагает Антон Гринштейн, что и в этом году российские ИТ-компании смогут нас приятно удивить — для этого есть все основания. Пандемия медленно отступает, сберегательная модель поведения граждан медленно смещается в сторону большего потребления. При этом у россиян появились новые привычки в потреблении, связанные с онлайновыми сервисами и торговлей. Поэтому и бизнес вслед за потребителями будет всё активнее перемещаться в онлайн, инвестируя в улучшение сервисов и бизнес-процессов.