Трагедия добросовестного судьи в условиях сложного мира, превращающего положительного «белого» героя в «серого» — такова суть мрачного мини-сериала «Ваша честь» (15 февраля состоялась премьера десятой и последней части телешоу на платформе Амедиатека). Однако реальности новой, усредняющей добро и зло морали, остается не подвластен высший закон: за преступным выбором рано или поздно все равно наступит расплата.
Трудно поверить, но на свете действительно есть честные судьи с безукоризненной репутацией. Таков, по крайней мере, Майкл Десиато, главный герой нового сериала от телеканала Showtime «Ваша честь» (Your Honor) — уважаемый и многоопытный судья из Нового Орлеана в исполнении одного из самых ярких актеров современности Брайана Крэнстона.
Доскональный и индивидуальный подход Десиато к судебным делам чаще обычного приводит к оправдательным или максимально гуманным приговорам. Непутевому новоорлеанскому продавцу «дури» на углу он скорее даст условный срок, чем отправит в тюрьму, поскольку молодой парень — единственный кормилец в большой семье. Все в городе знают, что если на процесс назначен судья Десиато, то можно надеяться на лучшее: он умело подведет присяжных к благодушию и вынесет справедливое решение.
К несчастью, именно этому гуманному и неподкупному служителю правосудия придется однажды поставить на кон ту самую честь, фигурирующую в названии и в обращении к судье. И поставит ее Майкл Десиато из абсолютно благих побуждений: ради спасения сына. Куда приводит дорога, вымощенная благими намерениями, известно. Однако фишка «Вашей чести» не в хрестоматийном следовании драматургическим законам назидательной истории. Ужасающе интересен процесс распада героя в результате столкновения двух начал — родительского инстинкта и чувства профессионального долга. Авторы проекта — продюсеры Мишель и Роберт Кинг и британский сценарист Питер Моффат («Однажды ночью», «Шелк», «Хокинг») — явственно показали едва ли не самый увлекательный и мистический момент в жизни, механизм срабатывающего тумблера, когда одно узловое решение, сущностный выбор человека приводит в необратимое движение шестеренки судьбы. Немного механистичная, но очень запоминающаяся музыка Фолькера Бертельманна, известного по творческому псевдониму Hauschka, идеально дополняет этот замысел.
Год назад Майкл Десиато потерял жену. Семнадцатилетний сын Адам — единственный свет в окошке глубоко скорбящего вдовца. Ни успешная работа в суде, ни авторитет в обществе, ни старая дружба — ничто не идет в сравнение с любовью к сыну, трепетному, не окрепшему еще подростку. Мир Майкла вмиг перевернулся, когда в один роковой день Адом стал виновником ДТП, в котором погибает отпрыск местного мафиози Джимми Бакстера (великолепно сыгранная роль Майкла Стулбарга). Уповать на то, что криминальный барон, держащий весь город в кармане, пощадит «убийцу» своего сына, бесполезно. Он достанет его и на воле, и в тюрьме. Поэтому Майкл принимает единственно верное, но губительное решение: заметать следы преступления, скрывать Адама и от правосудия, и от физической расправы мафии. «Дети — это дар божий, но любовь к детям может доконать человека и превратить в того, кем ты и не думал стать».
Итак, ложь запускает щупальца под судейскую мантию. Еще вчера безупречный судья сегодня будет отбиваться максимой: «Я решаю, какой будет правда». Жизнь героя с угрожающей быстротой поглотит топь чудовищных последствий: погибнет множество безвинных людей. Зритель тоже помучается, потому что осуждать Майкла Десиато нет ни сил, ни права. Но искреннее сочувствие к попавшему в тиски обстоятельств судье временами отступает, поскольку герой слишком уж ловко переметнулся на другую сторону баррикад. Ужасно спасение, дающееся столь высокой ценой: жизнь одного ребенка за счет смертей других. А наказание не заставит себя ждать: правда полезет во все щели и в конце концов прорвёт плотину. Финал драмы достигнет накала настоящей древнегреческой трагедии.
Судьба у телепроекта, подобно судьбам его героев, вышла непростой. И все из-за коронавирусного локдауна. В съемках пришлось сделать перерыв на семь месяцев. За это время Брайан Крэнстон и его жена успели переболеть коронавирусом, а потом долго восстанавливались. В последних эпизодах персонажи даже соблюдают масочный режим, а в зале суда строго ограничено присутствие зрителей.
Сценарии серий писались разными сценаристами и снимались разными режиссерами. Первые три части поставил знаток психологических нюансов и сложных душевных переживаний Эдвард Бергер, известный по пронзительному сериалу «Патрик Мелроуз». В следующих трёх частях, где нужен был мощный саспенс, в дело вступил Кларк Джонсон, актер и режиссер «Убойного отдела». Ну а последний эпизод в духе «Крестного отца» снял сам Брайан Крэнстон.
«Ваша честь» — американская адаптация одноименного израильского сериала, которую мало кто видел. А вот брата-близнеца — телешоу «Во все тяжкие» (Breaking Bad) — знают миллионы. Прошло уже семь лет после завершения этого невероятно успешного шоу, ставшего своеобразным гимном целого поколения. Это, напомним, история о том, как хороший человек, добропорядочный учитель химии Уолтер Уайт, умирающий от рака, ради обеспечения своей семьи переходит на сторону зла и превращается в короля преступного мира, самого опасного и жестокого человека в округе.
Разумеется, слава культового сериала не давала покоя голливудским кинодеятелям. Под девизом «можем повторить» шоураннеры рыскали в поисках сюжетов в подобном ключе: достаточно оступиться лишь раз, чтобы навсегда загреметь с пьедестала добродетели в гнилую воду. Как говорил Альфред де Мюссе «Нет и не было в мире искушения сильнее, чем стечение обстоятельств». Да, одна ошибка не определяет человека как личность, однако есть ключевые, после которых — только во все тяжкие.
Роль Уолтера Уайта всемирно прославила немолодого уже Брайана Крэнстона. Но вот удивительно, в «Вашей чести» у него роль практически идентичная. Со страниц журналов и соцсетей в адрес авторов нового телешоу уже несутся обвинения от поклонников Breaking Bad в частых приступах дежа вю. Откровенное сходство жизненных траекторий героев в исполнении одного актера — будто Уолтер Уайт просто сменил фирменные белые трусы на судейскую мантию Майкла Десиато — и вправду вызывает смешанные чувства. Тем не менее, безупречное мастерство Крэнстона делает, как говорится, разницу. Ему блистательно удаются роли приличных людей, поддавшихся натиску зла. Двуличие, изворотливость, звериная хватка и равнодушие ко всем, кто мешает движению к цели – вот профиль его героев. И Майкл Десиато — не старый, а новый, еще более изысканный портрет в этой галерее.
«Вашу честь» уже поспешили сравнить и с другим хитом прошлого телесезона — великолепным драматическом процедуралом «Защищая Джейкоба». В нем тоже отец-прокурор узнает, что его ребенок – преступник. Однако в «Джейкобе» интрига свелась к вопросу «а был ли мальчик?»: совершал ли подросток преступление, так и остается не понятным. В мини-сериале «Ваша честь» высвечен иной аспект. Как далеко ты готов зайти, чтобы защитить своего ребенка? Разве правосудие, принципы, смелость и совесть важнее жизни любимого человека?
Нелегкий этический выбор совестливого человека, о котором Достоевский уже все сказал полтора столетия назад, Майклу Десиато пришлось выстрадать на новом уровне, где страх и любовь спорят в герое на равных. Он поддался искушению решить всё «по-своему». Был ли у него другой выход? Пожалуй. Но очевидно, что «Ваша честь» в некоторой степени обличает саму систему, в которой сила доминирует над законом, жизнь по понятиям берет верх над правом. Такая система ломает даже праведных. Но нам ли их судить?