Повышение утилизационного сбора на сельхозтехнику обернется проблемой для всей отрасли, уверяют отечественные сельхозпроизводители
Правительство в начале года «порадовало» отечественных аграриев намерением повысить утилизационный сбор для сельскохозяйственной техники, державшийся на одном уровне с момента введения в 2016-м году. После принятия соответствующего решения, аграрии ждут резкого роста цен на отдельные виды самоходной техники и прицепов – для условного трактора мощностью 180-220 л.с. он вырастет примерно с 500 до 1,5 млн рублей, а на комбайн с силовой установкой 256-326 л.с. этот «квазиналог» вырастет с 1,1 до 2,5 млн рублей.
Все опрошенные «Экспертом» аграрии жалуются на то, что бюджеты на закупку сельскохозяйственной техники, являющейся неотъемлемой частью производственных бизнес-моделей, были заложены еще в прошлом году. Теперь резкое повышение утильсбора приведет к фактическому срыву закупок необходимой техники, поскольку кредитные соглашения с банками не предусматривают изменения условий из-за внезапного изменения политики правительства. Таким образом у многих предприятий АПК не будет выполнена запланированная на 2021-й год инвестпрограмма – это напрямую повлияет на итоговый объем инвестиций в основной капитал в российской экономике, который, согласно прогнозу Минэкономразвития по результатам кризисного 2020-го года упал на 6,6%, и должен вырасти в текущем году на 3,9%.
Внезапное повышение утильсбора вдобавок сделает недоступной для многих аграриев импортную сельскохозяйственную технику – по приблизительным подсчетам ее доля в общем парке составляет до 40%. И хотя чиновники Минпромторга утверждают, что отечественные производители сельхозтехники способны полностью покрыть весь спрос российских аграриев, на деле ситуация выглядит совершенно иначе. В частности, президент ассоциации «АСХОД» Павел Репников утверждает, что в России сейчас производятся тракторы преимущественно мощностью выше 300 л.с., а техника меньшей мощности, на которую и приходится основной спрос, ими практически не выпускается.
Но и уже подготовленная к импорту техника может зависнуть и не попасть к своим новым владельцам, так как поставки зарубежной сельхозтехники в основном происходят весной – в апреле и мае – и она может попросту зависнуть на таможне, увеличивая издержки аграриев на ее складское хранение, пока они же будут вынуждены искать дополнительные бюджеты под резко подорожавшее таможенное оформление.
Замдиректора по закупкам Агрокомплекса им. Ткачева (Краснодар) Сергей Мельников утверждает, что с резким повышением утильсбора предприятие не сможет достичь тех показателей эффективности, которые показывало в последние годы. Учитывая рост издержек (около 60% техники в компании – иностранного производства, и ежегодно обновляется на 10-15%), заметно вырастет себестоимость готовой продукции, а значит и ее цена для конечного потребителя.
Другие аграрии утверждают, что рост цен на готовую продукцию будет обеспечен не только тем, что производители понесут дополнительные издержки: часть из них будет вынуждена работать на старых машинах и приостановить обновление имеющегося парка. Результатом станут нарушения сроков посевной компании, более частые поломки техники и, как следствие, снижение урожайности.
Схожее мнение приводят и представители ГК «АгроЦентр», уверенные, что из-за непродуманного решения правительства упадет и качество сервисных услуг. «Повышение утилизационного сбора, однозначно скажется в сторону снижения продаж техники. Мы будем вынуждены значительно снижать свои затраты, в первую очередь это коснется наших основных затрат – на персонал, – говорит собеседник «Эксперта». – Также нам придется пересмотреть свои инвестиционные планы в сторону отказа от покупки новых автомобилей, оборудования и вложения в новые дилерские центры, что безусловно скажется на уровне обслуживания клиентов и их качество работы».
С точки зрения расходования средств, собранных через утилизационный сбор, к правительству тоже есть много вопросов. На данный момент необходимость его повышения чиновниками объясняется тем, что эти средства будут направлены на финансирование мер государственной поддержки спроса и поддержку занятости в сельскохозяйственной отрасли, но эксперты отрасли как раз утверждают, что поддержать спрос в этом плане просто невозможно в силу того, что между российской и импортной сельхозтехникой в принципе нет конкуренции из-за разницы в цене и отсутствия отечественных аналогов некоторых зарубежных образцов техники.
Кроме того, не лишним будет напомнить, что первоначально введение утильсбора в России объяснялось необходимостью профинансировать создание инфраструктуры по безопасной утилизации техники, но до сих пор ничего подобного в стране не появилось, а старая техника, как и прежде, чаще всего сдается на металлолом. Получается, что целевое использование средств, полученных за счет внедрения утильсбора, в России так и не началось.