Зарубежным ИТ-компаниям, работающим в России, придётся обзавестись «дочками», представительствами или личными кабинетами в ФНС, чтобы платить налоги в российский бюджет.
Иностранные ИТ-компании, в числе которых такие гиганты как Google, Zoom и Airbnb, будут обязаны открыть в РФ либо совместные с российскими компаниями дочерние структуры, либо представительства, которые станут платить налоги в бюджет нашей страны. В качестве альтернативы, пишет «КоммерсантЪ», зарубежным фирмам могут предложить дистанционно создать личный кабинет и зарегистрироваться на сайте ФНС, чтобы получить так называемое «цифровое резидентство».
Еще в 2020 году Владимир Путин поручил кабмину до 1 августа 2021 года подготовить дополнительные требования к иностранным IT-компаниям, в том числе по открытию их представительств в РФ. Соответствующие предложения, сообщает газета, были сформулированы в плане поддержки IT-отрасли, который находится на согласовании в аппарате профильного вице-премьера Дмитрия Чернышенко.
Под новые требования попадают, например, иностранные социальные сети, агрегаторы услуг, онлайн-площадки по торговле различными товарами и игровые сервисы с аудиторией более 100—500 тыс. пользователей на территории России. Им предложат либо создавать дочерние общества совместно с российскими игроками, либо платить налоги дистанционно. Тем же, кто откажется выполнять новые требования, будут грозить некие «санкции», о которых, скорее всего, станет известно только тогда, когда план будет представлен правительством.
Отрасль интернет-технологий занимает в российском ВВП долю, равную 1%, отмечает генеральный директор платформы «Рокет Ворк» Анастасия Ускова. Буквально пару дней назад на саммите деловых кругов «Сильная Россия» заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максим Паршин подчёркивал, что сфера интернет-технологий — это тот драйвер, который способен форсировать темп развития экономики и цифровой трансформации всей страны.
В отрасли уже сделано немало, констатирует Ускова. Налоговый манёвр стал реальностью: в июле 2020 г. принят федеральный закон и изменения в налоговый кодекс, которые вступили в силу в начале 2021 г. Принципиально изменились условия ведения бизнеса: теперь в отрасли один из самых лучших налогов на ФОТ — 7,6 % (в целом по экономике — 30 %) и налог на прибыль — 3 % (в целом по экономике — 20 %). Для отечественных программных продуктов полностью отменён налог с рекламы.
По словам Анастасии Усковой, логичной видится дальнейшая работа по развертыванию инфраструктуры, обеспечивающей присутствие в стране мировых IT-лидеров. Плюсы очевидны: налоги с рекламы будут платиться в России, а сами компании станут более договороспособными, если можно так выразиться. Конечно, они вполне доступны и сегодня — каждая крупная мировая интернет-компания имеет здесь своё представительство. Но налоговое резидентство с кабинетом в ФНС и полной налоговой прозрачностью — вот основная задача возможного нового закона, считает эксперт.
Не факт, однако, что что он появится быстро: в процессе задействованы несколько федеральных ведомств, у каждого из которых свои интересы. Финансовые и экономические — у ФНС и Минцифры. Какие они у ФТС и ФСБ — можно только догадываться, констатирует Ускова. Во всяком случае, о сроках пока говорить рано, как и о том, дойдёт ли вообще эта инициатива до реального воплощения. Ускова, впрочем, считает, что дойдёт, и, скорее всего, в ближайшие 12 месяцев. Повышение собираемости налогов — вполне достаточное для этого основание.
Что же касается реакции интернет-гигантов, то в инициативе налогового резидентства ничего страшного для них нет, полагает эксперт. Скорее, это только глубже укоренит зарубежные компании в России — если, конечно, в параллель с налоговой не появится какая-нибудь другая инициатива. Но пока действия регуляторов интернет-отрасли находятся в бизнес-парадигме и не похоже, чтобы они горели желанием всё взять и поделить, считает Ускова. Удачный опыт внедрения режима самозанятости говорит о том, что налоговики сегодня тоже предпочитают кнуту пряник. Во всяком случае пока.
Законодательное усиление налогового давления на глобальные площадки, служащие для продвижения бизнеса, каковыми давно, по сути, являются Google или Facebook, не заставят цифровые компании-гиганты всерьёз менять свою стратегию и тем более не ограничат их развитие в России, соглашается и шеф-аналитик TeleTrade Пётр Пушкарёв. Но на длинном горизонте это может привести к повышению рекламных расценок в соцсетях и поисковиках.
Это вряд ли произойдёт в ближайшие 2-3 года — аппетиты цифровых сервисов в плане прибыли будут ограничены снизившимся из-за пандемии уровнем доходов остального бизнеса, и без того вынужденного урезать рекламные бюджеты, уверен эксперт. Но принимая справедливые меры к тому, чтобы зарабатывающие на YouTube-подписках, оплаченных из кошельков российских граждан или на показе им рекламных объявлений, лидеры мировой отрасли пополняли налогами российский бюджет, власти должны учитывать и этот аспект проблемы. Ведь если IT-гиганты не смирятся с падением собственной прибыли, то возможное удорожание рекламы обернётся издержками уже для представителей отечественного бизнеса, говорит Пушкарёв. И не факт, что рост расценок на иностранных интернет-площадках не подтолкнёт конкурирующие с ними российские сервисы хотя бы отчасти сделать то же самое. И тогда условия, с одной стороны, могут действительно приблизиться к ровному игровому полю для иностранных и российских компаний, но по уровню цен это поле может оказаться несколько выше сегодняшнего.
Контролировать реальные обороты Google или других иностранных компаний отдельно в сегменте именно российских пользователей и партнёров тоже будет крайне непросто, полагает Пушкарёв. Даже при наличии дочернего юрлица или удалённой регистрации в ФНС IT-гиганты наверняка постараются настроить алгоритмы выдачи такой отчётности наиболее выгодным для себя образом.
Всё это даёт основания полагать, что принятие законопроекта о «цифровом резидентстве» послужит, скорее, одним из первых шагов в довольно длительном переговорном процессе поиска разумного компромисса, считает Пушкарёв. Таковым может стать, например, более скромный процент конечной налоговой нагрузки и для иностранных, и для российских игроков IT-сегмента, который позволит с одной стороны повысить официально декларируемую налоговую базу и собираемость, а с другой — не создавать инфляционного давления на российский бизнес, всё более массово продвигающий себя через соцсети и поисковые ресурсы.
Аналогично тому, как власти обсуждают с нефтяной отраслью механизмы сдерживания цен на топливо, чтобы снизить транспортные издержки для предприятий, нужно заранее закладывать подобные схемы и в отношении стоимости «интернет-топлива» для продвижения продукции и услуг тех же предприятий в сети, заключает Пушкарёв. Тогда затраты не лягут ценовым грузом на простого потребителя и не съедят слишком большую долю прибыли бизнеса, никак не связанного формально с интернет-площадками.