Статистические данные, собранные Институтом международных финансов (IIF), свидетельствуют о том, что отток капиталов из развивающихся стран составил в марте 5,16 млрд долларов. К примеру, в Турции, где на этой неделе была поднята ключевая ставка для того, чтобы замедлить рост инфляции и падение лиры, зафиксирован крупнейший недельный отток капиталов после 2015 года.
Отток капиталов с развивающихся рынков связывают с энергичным восстановлением американской экономики, которой в этом году прогнозируют рост на 6,5%. Такого роста в США не было уже как минимум три десятилетия.
В целом для планеты быстрое восстановление первой экономики, конечно, явление положительное, но оно оказывает негативное воздействие на ряд слабых развивающихся стран.
Скупая в больших количествах американские активы, инвесторы поднимают ставки по американским гособлигациям. В первом квартале 2021 года десятилетние облигации Казначейства США показали высокий рост. Если эта тенденция продолжится, то, как опасаются многие экономисты, высокие ставки будут вытягивать деньги с развивающихся рынков, где вакцинация только-только начинается.
«Ускорение восстановления в США может привести к быстрому росту ставок, что в свою очередь может привести к резкому ужесточению финансовых условий и значительному оттоку капиталов из развивающихся экономик», — говорит директор МВФ Кристалина Георгиева.
Отток в марте стал первым после прошлогоднего октября. Тогда отток был вызван бегством инвесторов на безопасные рынки. У нынешнего оттока причина более серьезная — рост ставок по американским гособлигациям.
Кроме турецкого, в марте подняли ключевые ставки и центробанки России и Бразилии. Это было сделано как для поддержки национальных валют, так и для препятствования оттоку капиталов.
После внезапного увольнения президентом Турции Эрдоганом главы турецкого центробанка Наси Агбала иностранные инвесторы вывели из облигаций, деноминированных в турецких лирах, рекордные за неделю с января 2015 г. 1,1 млрд долларов. Они также вывели из акций турецких компаний в общей сложности 800 млн долларов. Это крупнейший недельный отток с января 2007 года.
В целом потери Турции за неделю составили свыше 40% от 4,6 млрд долларов, которые инвесторы вложили в турецкие активы за все четыре месяца руководства Агбалом центробанка.
Рост ставок на развивающихся рынках напомнил о так называемом Taper Tantrum 2013 года. В мае того года председатель ФРС Бен Бернанке заявил американским законодателям, что центробанк США рассматривает возможность сокращения закупок гособлигаций.
Большинство экономистов считали, что он просто повторил мысль, высказанную в январе того же года. Однако инвесторы испугались и резко повысили доходность американских гособлигаций. Особенно тяжелые последствия тогда были для развивающихся экономик.
Для того, чтобы остановить отток капиталов, центробанки ряда крупных развивающихся стран были вынуждены поднять в 2013 году ключевые процентные ставки, таким образом замедлив развитие своих экономик. Если им придется сделать это же и в этом году, то это еще больше ослабит и без того медленное их восстановление после пандемии.
Впрочем, большинство экономистов не ждут повторения истерики восьмилетней давности. Перед неосторожными словами Бернанке в 2013 году в развивающихся странах несколько лет был приток капиталов. Богатые страны, включая США, тогда восстанавливались после мирового финансового кризиса значительно медленнее. Неудивительно, что инвесторы в те годы делали ставку на развивающиеся рынки. По данным МВФ, приток капиталов в развивающиеся экономики после финансового кризиса подскочил почти на 50% с 20 в годы, предшествовавшие кризису.
Перед пандемией, однако, никаких крупных притоков капитала в развивающихся странах не было.
Перед 2103 годом дефициты текущих счетов баланса, определяющие точные размеры нехватки капиталов, был высокие несколько лет. Сейчас ситуация иная.
Экономисты Fitch подсчитали, что дефициты текущих счетов в 81 стране, которые они промониторили, составят лишь 2% от ВВП. Восемь лет назад этот показатель был значительно выше — 3,2%.
В 2013 года в так называемую «слабую пятерку» стран с высоким притоком капиталов входила, например, Индонезия. Аналитики считают, что Индонезия и сейчас уязвима перед повышением ставок по американским гособлигациям, но ее экономика значительно сильнее, чем была восемь лет назад.
«Я бы не исключил возможность повторения 2013 года,- признается Стивен Шварц, глава отдела суверенных рейтингов в Тихоокеанском регионе в Fitch Ratings,- но если повторение состоится, оно, вероятно, будет не таким сильным».