Кризис – это период, когда почти каждая организация начинает задумываться о собственной устойчивости. Особенно это касается образовательных, культурных и социальных учреждений, которые зачастую оказываются в зависимости от внешних обстоятельств
Один из наиболее действенных для них способов сохранить свое дело в долгосрочной перспективе – создать фонд целевого капитала. Об особенностях работы эндаументов в текущих реалиях, о вызовах и возможностях, связанных с этой темой, мы поговорили с генеральным директором Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксаной Орачевой.
Одно из основных направлений работы Фонда Потанина — распространение знаний об эндаументах. Сегодня общее число эндаументов в России, по разным оценкам, — немногим более 200, не очень большая цифра. Видите ли вы перспективу развития этой сферы?
Двести эндаументов — это действительно не так много, с одной стороны. С другой — сорок из них появилось за последние два года. Цифры сами по себе не дают полного представления о развитии индустрии в целом. Закону о целевых капиталах в этом году исполняется 15 лет — тогда запрос был скорее не на эндаумент, а на устойчивый финансовый инструмент. В 2020 году к эндаументам целенаправленно стали обращаться всё больше организаций. Мы видим, что к созданию целевых капиталов пришли даже крупные фандрайзинговые фонды (например, недавно был зарегистрирован эндаумент фонда «Подари жизнь»).
Вы отмечали, что в кризис отмечается резкий рост интереса к теме целевых капиталов. Но трудно поверить, что совсем небольшой региональный музей, который и до пандемии еле сводил концы с концами, всерьез заинтересовался созданием целевого капитала в период локдауна. Какие институции и типы учреждений начали интересоваться эндаументами в кризис?
Когда организации оказываются в глобальном кризисе, встает вопрос: «Что нужно было сделать, чтобы пережить кризис с меньшими потерями?». В 2020 году многие стали интересоваться эндаументом как способом обеспечения финансовой устойчивости. Мы увидели это на примере нашего грантового конкурса «Новое измерение», где можно было среди других статей бюджета заложить средства на формирование или пополнение целевого капитала. Многие победители выбрали создание эндаументов или их пополнение, чтобы лучше подготовиться к возможным потрясениям.
Наверняка многим меценатам в кризис кажется, что разовое пожертвование, закрывающее насущные нужды, может быть эффективнее, чем пополнение эндаумента организации. Но как тогда наполнять эндаумент в кризис?
Есть фандрайзинговые стратегии организаций, а есть мотивация тех, кто жертвует. Как раз во времена кризиса, когда всем нужны свободные, «гибкие» деньги, у них больше точек пересечения. Весь прошлый год как частные доноры, так и государство, например, тот же Фонд президентских грантов, меняли свои подходы к выделению средств, предоставив либо большую гибкость грантополучателям, либо поддержку на уставные цели. Последнее чем-то похоже работу эндаумента, так как в основе этого вида поддержки – уверенность донора в организации и в ее способности решать задачи.
Возвращаясь к примеру совсем маленького музея в российской глубинке: эндаумент для такой организации – подходящая модель? Существуют ли какие-то институции, которым эндаументы как финансовый инструмент не подходят?
Эндаументы не нужны организациям «одного проекта»: если организация создана, чтобы проводить, например, благотворительный фестиваль, ей нужно получать финансирование в период действия конкретного проекта. Но если речь идет о более сложных общественных задачах, эндаументы могут стать решением.
А если небольшой организации хочется иметь целевой капитал, но бюджет скромный — как ей поступить? Собрать единомышленников и объединиться, как это сделали организации «Культурного капитала 73»? Или создать собственный эндаумент, пусть и маленький? Или ждать и копить?
Работают обе стратегии, потому что они про разное. Небольшая организация может понимать, зачем ей эндаумент, но при этом у нее нет крупных доноров. В этом случае для регионального музея это может быть поддержка местного сообщества, которое он вокруг себя объединяет — небольшой эндаумент позволит решать дополнительные задачи, выходящие за рамки обычной работы. Если мы говорим об объединении как о создании одного эндаумента ради какой-то общей цели — это может стать инструментом развития сферы в конкретном регионе. Эндаумент будет выступать как грантодающая организация, которая по определенному принципу распределит доход между теми учреждениями, которые могут на него претендовать.
По статистике, в России 46% эндаументов — это фонды с капиталом от 3 до 10 млн. Законодательная новелла, касающаяся смягчения условий сбора первоначальных 3 млн рублей для формирования капитала фонда, говорит о том, что государство готово поддерживать небольшие эндаументы. Есть ощущение, что будущее за малыми фондами, приходит их время. Так ли это?
Государство заинтересовано в поддержке организаций, которые не могут сразу замахнуться на большой целевой капитал. Снижение барьера с трех миллионов рублей до полутора — это возможность расширить пул участников, не отпугивая тех, кто не готов сразу поставить перед собой объемный план. Дальше — вопрос развития, но важно, чтобы условия, которые задает государство, работали и на небольшие организации, и на крупные, потому что в регулировании нуждаются все.
В списке крупнейших управляющих компаний год от года ничего не меняется. Это связано с тем, что рынок управляющих компаний находится в стагнации, или с тем, что сфера эндаументов консервативна сама по себе, и консервативные тенденции в сфере управления эндаументами — это скорее плюс, нежели минус?
Управление эндаументами — консервативная история, защищенная законодательно. Конечно, не всем управляющим компаниям интересно работать с эндаументами, особенно небольшими. Но управление целевым капиталом — это определенный вызов для управляющих компаний, как соединение коммерческого интереса с некоммерческими деньгами. Это может быть совпадением по миссии, например, поддержка конкретной сферы. На определенном этапе развития небольшие эндаументы часто объединяются и формируют запрос на специальные управляющие компании, которые являются социально ориентированными по духу. Так в США возник, например, Commonfund, который объединил управление сначала небольшими образовательными эндаументами, а сейчас — и эндаументами благотворительных организаций.
Больше всего эндаументов в России существуют в организациях, работающих в сфере образования, на втором и третьем местах — культура и благотворительность, есть также эндаументы у организаций, действующих в областях здравоохранения, спорта. Есть ли какая-то сфера, в которой сегодня в России эндаументов мало (или нет совсем), в то время как именно для нее этот инструмент оказался бы полезным?
Прогнозировать сложно, одна организация обычно одновременно работает в нескольких сферах: в культуре и в социальной сфере, в образовательной и социальной. Скажем, «Большая перемена» — это организация исключительно социальная или ее можно отнести к образовательной? Эндаументы начинают развиваться в тех сферах, где это сделать проще — в первую очередь это образование. Затем идёт культура, а дальше сферы, с которыми работать сложнее.