Конференция «Медиа и искусство. Как технологии новых медиа меняют художественные практики» состоялась 27 апреля 2021 года на территории Технопарка инновационного центра «Сколково» в рамках форума по интеллектуальной собственности IPQuorum.
Тон дискуссии задал главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов, заявивший, что технологии для творчества - и инструмент, и катализатор одновременно.
Сотни видов и жанров искусства можно условно разделить на пять направлений: зрелищные действа, украшения, изображения, тексты, аудио- и видеозаписи. Первые три появились одновременно с появлением человечества, а вот тексты и записи - совсем недавно. Характерно, что за это время ни одно из направлений не прекратило своего существования - налицо только расширение прежних и добавление новых, причем все виды искусства постоянно пересекаются и смешиваются - коммуникация с помощью художественных образов порождает всё новые и новые виды и подвиды.
Развитие технологий часто ошеломляет, однако даже при первом рассмотрении становится ясно, что образы и сюжеты остаются традиционными. В XVII веке Сервантес едко описал источник безумия Дон Кихота - рыцарские романы. Не все помнят, что этот вид литературы появился как раз благодаря технологическому прорыву - бурному развитию книгопечатания, став одним из первых коммерческих массовых жанров (то есть, креативной индустрией, как мы бы сейчас сказали). Параллели между сюжетами таких романов и современных телесериалов видны невооруженным взглядом.
А вот другой пример креативной индустрии России XVII века - лубок, массовая дешевая полиграфия для самых широких масс крестьян и горожан. Перед вами - один из самых распространенных сюжетов лубка «Кот Казанский» - то же самое вы сейчас видите в соцсетях.
Источник: InterMedia
Затем слово взял главный редактор сайта Кино-Театр.Ру Жан Просянов. Он рассказал, что пандемия коронавируса принципиально изменила способы взаимодействия зрителей с кино, и кинотеатральные сборы за счет этого сократились в два раза.
Что же касается новых технологий (вертикальное видео, VR, интерактивное видео и др.), применяемых в киноиндустрии, то в долгосрочной перспективе они станут обычным явлением, но пока что остаются «лишь трюками ради трюка». Существующие цепочки дистрибьюции еще не готовы к интеграции такого контента.
По мнению спикера, наиболее интересно то, как объект авторского права совмещается с реакцией зрителя на него.
Музыкальный обозреватель издательского дома «Коммерсант» Борис Барабанов отметил, что отдельным произведением искусства в современном мире может быть даже рекламная кампания, и рассказал об этом на примере истории продвижения альбома Пола Маккартни «McCartney III».
Альбом вышел сразу на нескольких площадках (Apple Music, Spotify и др.), и для каждой Пол Маккартни нашел особый способ репрезентации материала, выразив таким образом уважение к пользователям, которые привыкли, что артисты делают на всех платформах одно и то же . Отличия в подаче контента подогрели интерес поклонников и принесли автору дополнительный доход.
Третьей частью кампании стал альбом ремиксов от популярных современных исполнителей (Бека, Доминика Файка, St. Vincent и др.).
Комментируя выступление эксперта, Евгений Сафронов отметил, что в целом индустрия звукозаписи переживает тяжелые времена, что и привело к росту потребности на оригинальные решения. Он продемонстрировал диаграмму из исследования «Культура и культурные индустрии в РФ 2020», где наглядно продемонстрировано падение доходов индустрии.
Доходы мировой индустрии звукозаписи с учетом инфляции, 1991–2020 гг., млрд долл.
Источник: InterMedia
Президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский заявил, что устройство общества зависит от типа превалирующего медиа. По мнению спикера, интернет изменил коммуникационную среду, поскольку позволяет сочетать все виды контента.
Кроме того, эксперт считает, что должно быть как можно больше легальных произведений, свободных от ограничений, которые новые художники могли бы интегрировать в свои произведения.
Академический директор научно-образовательного центра Digital IP Иван Близнец отметил, что с древних времен почти ничего не изменилось, но раньше результаты творческой деятельности могла видеть лишь небольшая аудитория - семья или племя. Сегодня же любой объект авторского права, оказавшийся в интернете, становится доступным для неограниченного числа пользователей. При этом сложно проконтролировать распространение таких объектов.
По мнению эксперта, важно искать нюансы, которые позволяли бы решать возникающие проблемы и осуществлять эффективную защиту объектов авторского права в любой среде.
Павел Соломатин, InterMedia