ФАС считает целесообразным для нефтяников запастись авиакеросином сейчас, чтобы не допустить его резкого подорожания в дальнейшем.
Восстановление авиасообщения с зарубежными странами после пандемии вполне может привести к резкому всплеску цен на авиационный керосин, считают российские власти, и их мнение вполне обоснованно. Сейчас спрос на этот вид топлива остается невысоким, но с возобновлением активных международных авиаперевозок он может вырасти кратно. Предвидя такое развитие ситуации, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) считает целесообразным для нефтяных компаний нарастить запасы авиакеросина.
В протоколе заседания биржевого комитета ФАС, на который ссылается ТАСС, сказано, что нефтяные компании должны «обеспечить достаточность предложения на рынке керосина в целях недопущения роста цен на него в случае восстановления авиасообщения». Ранее, напоминает агентство, правительство аналогичным образом рекомендовало нефтяным компаниям нарастить коммерческие запасы бензина: к 1 июня 2021 года до 1,8 млн т, а к 1 мая — до 1,6—1,7 млн т.
Таким образом, ФАС озвучила стандартные рекомендации — увеличить объемы продажи бензина на российском рынке (в том числе на бирже), а также указала на необходимость воспрепятствовать резкому росту стоимости бензина и дизеля.
Между тем, перспективы авиаперевозок в первую очередь зависят от темпов общемировой вакцинации и снижения числа заболевших, уверен руководитель отдела аналитических исследований Высшей школы управления финансами Михаил Коган. Он отмечает, что авиасообщение возобновляется со все большим количеством стран, и несмотря на запрет летать в очаги распространения болезни, одновременно являющиеся популярными туристическими направлениями (например, Турция и Индия), авиакомпании постепенно вернутся к практически докризисному режиму работы.
Поэтому ФАС и предлагает нарастить запасы авиатоплива, уверен Коган. Предполагается, что уже через несколько месяцев в большинстве государств можно будет говорить о постепенном возвращении к нормальной жизни. В одной только России сделано 24 миллиона прививок, а в некоторых странах, таких как ОАЭ и Израиль, число вакцинированных превышает половину населения. Но даже ожидающийся в связи с этим рост потребления авиатоплива не приведет к росту цен на него — сыграют свою роль жесткая политика властей и ФАС относительно внутреннего рынка.
Наращивание объемов топлива позволит избежать возможного дефицита при сбоях в поставках. Как полагает Коган, примером такой чрезвычайной ситуации стала для ФАС кибератака на трубопровод Pipeline Colonial в США. Тогда сразу несколько штатов объявили чрезвычайное положение из-за нехватки топлива, поскольку Pipeline Colonial обеспечивал около 70% поставок на юго-востоке страны. А кроме форс-мажоров есть и сезонный спрос, который с наступлением теплой погоды будет расти, и проблема нехватки объемов для внутреннего рынка из-за более выгодного экспорта.
Таким образом, в условиях, когда власть стремится остановить рост цен на топливо, рекомендация пополнить запасы почти до 2 млн тонн к июню выглядит вполне логично, заключает эксперт. И пока у ФАС все получается: стоимость литра АИ-95 никак не пробьет 50 рублей, АИ-92 с апреля стоит на отметке в 45 рублей, а дизель зафиксировался на 49,2 рубля. Так что какого-то масштабного подъема отпускной цены топлива ждать не стоит, полагает Михаил Коган.
Российский рынок авиаперевозок за 2020 год сократился почти вдвое, отмечает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. Российские авиаперевозчики обслужили в прошлом году всего 69,2 млн пассажиров против 128 млн в 2019-м (в 2018 году было всего лишь на 10% меньше). Еще в начале 2020 года Минтранс прогнозировал рост рынка на 7—8%, но этому прогнозу не суждено было сбыться.
А вот 2021 год уже показывает позитивную динамику, и тому есть несколько причин, считает Жарский. Во-первых, еще во второй половине прошлого года начала восстанавливаться деловая активность. Во-вторых, справиться с ситуацией авиаперевозчикам помогла своевременная адаптация под новые условия: многие компании переориентировали международные рейсы на внутренние с основным акцентом на курорты Кубани и Крыма. В наибольшем выигрыше, кстати, оказались две российские авиакомпании — «Победа» и «Азимут», закрывшие 2020 год без убытков.
Но все же говорить о полном восстановлении рынка пока рано, считает эксперт. Согласно ожиданиям Минтранса, в текущем году авиакомпании смогут перевезти не более 105 млн пассажиров — это более чем в полтора раза превышает результат 2020 года, но существенно не дотягивает до показателей 2019-го. Это означает, что даже при наиболее позитивном сценарии отступления коронавируса, российский внутренний рынок авиаперевозок не восстановится раньше 2022—23 года. Мировой рынок будет восстанавливаться еще медленнее в связи с разным уровнем ограничений в крупнейших городах и странах.
Если отталкиваться от прогнозов Международной организации гражданской авиации, то наиболее оптимистичным сценарием выхода отрасли из кризиса является восстановление до показателей 2019 года в 2023 году, говорит Жарский. Что касается текущего года, то глобальная индустрия авиаперевозок может закрыть его с общим объемом убытков в 47,7 млрд долларов, что против 126,4 млрд долларов убытков 2020-го уже выглядит достаточным позитивом.
Таким образом рекомендации ФАС топливным компаниям нарастить запасы авиакеросина, по мнению Жарского, своевременны и вполне объяснимы — в связи с достаточной активностью внутреннего рынка авиаперевозок и точечным открытием границ с некоторыми странами. Основными причинами возможного возникновения дефицита, которого стремится не допустить ФАС, эксперт считает начало летнего сезона и закрытие турецких курортов, способное спровоцировать дополнительный спрос на внутренние авиаперелеты.
В целом, реальных предпосылок для роста цен на авиатопливо сегодня не наблюдается, констатирует аналитик. Во всяком случае, не стоит ожидать их резкого скачка — рынок авиаперевозок сегодня по-прежнему уязвим из-за сохраняющейся опасности распространения коронавируса.