Один из крупнейших автомобилестроителей страны — «Группа ГАЗ» — нацелился на расширение корпоративных программ обучения. Теперь они касаются не только повышения квалификации, но и освоения новых профессий.
Техническое перевооружение компаний группы привело к масштабному запросу с их стороны на новые компетенции, и поэтому в компании была создана собственная система подготовки кадров. Такая кадровая политика вполне соответствует новому индустриальному тренду — ориентации на человекоцентричность.
В Группе уверены, что широкие возможности самореализации не только повысят эффективность освоивших новые специальности сотрудников, но и позволят им раскрыть свои таланты и стать более успешными. Этот принцип подхода к человеческим ресурсам с опорой на развитие собственных кадров заложил в «Группе ГАЗ» более 10 лет назад промышленник и общественный деятель Олег Дерипаска.
«XX и XXI века показали: учиться нужно всегда. Если ты хотя бы месяц провел без получения новых знаний — считай, что ты его потерял», — говорит он. — Это соответствует и одной из важнейших задач для России: формированию новой инженерной элиты. Именно от профессионализма инженеров и мастерства технических специалистов зависит то, каким станет будущее страны».
Основа профессионального обучения и переобучения в «Группе ГАЗ» — корпоративный университет, предлагающий множество уникальных программ для повышения квалификации руководителей, специалистов и рабочих по наиболее востребованным специальностям. Более 120 преподавателей и тренеров ежегодно обучают свыше 20 тысяч человек более чем 90 специальностям по 400 авторским программам и тренингам.
Чтобы обеспечивать такой учебный процесс, корпоративный университет располагает 30 аудиториями и лабораториями, оснащенными самым современным оборудованием. Кроме того, получить новые навыки сотрудники ГАЗа могут дистанционно — в «Онлайн-академии», которая предлагает более 120 образовательных программ и 180 тестовых. Ежедневно здесь проводятся более 50 e-learning курсов.«В сегодняшнем мире с его невиданными ранее потоками информации и автоматизацией всех процессов меняются и традиции профессионального обучения, — говорит директор корпоративного университета "Группы ГАЗ" Галина Бирюкова. — Сейчас особенно популярна концепция Lifelong learning, предполагающая постоянное обучение и развитие сотрудников на протяжении всей трудовой деятельности. Если раньше работнику достаточно было освоить специальность в молодые годы и работать потом по ней всю жизнь, то теперь карьерная траектория может меняться десятки раз, поэтому учиться приходится постоянно, в любом возрасте».
«Пандемия ускорила тренд на получение новых навыков дистанционно, расширила возможности граждан, — говорит директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. — Особенно это важно для людей, ушедших в вынужденный отпуск из-за снижения темпов производства».
Сотрудники Группы имеют возможность пройти дополнительное обучение по корпоративным программам МВА-Производственные системы (проект совместно с МГУ им. М. В. Ломоносова), PPDS (планирование и разработка продукта), ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Но, пожалуй, главный университетский тренд последних лет — получение второго высшего технического образования (специальная программа для сотрудников ГАЗ).
«В какой-то момент крупные компании столкнулись с тем, что повысившие квалификацию сотрудники начали уходить к конкурентам на более высокие зарплаты, — говорит заместитель директора Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Светлана Авдашева. — Это происходило потому, что в современном, быстро меняющемся мире людям все чаще не хватает возможности самореализоваться. Переобучение на другую специальность вызывает интерес к новому занятию, повышает мотивацию сотрудника и, соответственно, его эффективность. Для компании это выгоднее, чем нанимать новые кадры, потому что она получает заведомо лояльных сотрудников, благодарных за новые возможности».
С 2017 года «Группа ГАЗ» реализует «Программу развития лидеров», которая готовит специалистов, способных работать на ответственных должностях и решать задачи любой степени трудности. Всего год спустя после запуска, программа стала победителем XI Всероссийского конкурса корпоративных проектов People Investor в номинации «Управление человеческими ресурсами».
Участники программы обучаются на курсах различной тематики, реализуют реальные проекты на производстве, отрабатывают управленческие навыки командной работы, защищают свои проекты перед руководителями — то есть, проходят настоящее «обучение боем». Приобретенный опыт они применяют на своих рабочих местах и получают возможность для дальнейшего профессионального и личностного развития. С момента запуска программы новые компетенции и возможности для развития и карьерного роста получили 227 сотрудников «Группы ГАЗ».
«Эта программа — фирменный продукт нашей компании, который успел доказать свою эффективность, — отмечает директор по персоналу «Группы ГАЗ» Елена Марштупа. — Десятки выпускников уже назначены на вышестоящие должности. Они успешно реализуют ключевые проекты и добиваются хороших результатов. Именно поэтому, несмотря на двойной кризис — из-за санкций и пандемии — компания продолжает вкладывать значительные средства в обучение персонала и совершенствовать программу».
«Когда глубоко изучен свой функционал, хочется новых компетенций, знаний и эмоций, — говорит одна из участниц программы, начальник отдела дирекции по качеству Горьковского автозавода Наталья Слепцова. — Мне интересно было увидеть, как организованы производственные процессы и чем занимаются люди в других подразделениях компании. Атмосфера обучения очень доброжелательная, наставники искренне заинтересованы в наших успехах и помогают во всем. В результате — настоящий драйв от волшебного процесса перемен».
Бум образовательных программ наблюдается сегодня во многих отраслях — в тяжелой промышленности, фармацевтике, на аграрном рынке и других, говорит президент Ассоциации граждан и организаций по содействию развитию корпоративного образования «МАКО», член Общественной палаты РФ Ольга Голышенкова.
«Помимо технологического развития драйвером образовательных программ служит разворот компаний к человеку — к так называемой человекоцентричности, — поясняет она. — Компании начинают понимать, что эффективность сотрудника недостаточно измерять одним только KPI. Что существует ещё и коэффициент счастья. Именно поэтому в образовательные программы по всему миру начинают включать психофизические тренинги. Они помогают человеку избежать эмоционального выгорания на работе, повышать внимание к своему здоровью, душевному комфорту, развивают умение получать удовольствие от работы в команде и в целом быть более счастливым».
В 2020 году в «Группе ГАЗ» была впервые запущена акселерационная программа «Тест-драйв». Её цель — развитие предпринимательского мышления сотрудников, получение опыта в реализации стартапов, в поиске новых векторов развития бизнеса. Заявки на участие в программе направили 57 сотрудников с 63 проектами, из которых было выбрано 7 наиболее перспективных. Авторы этих проектов проходили несколько этапов их реализации, причем процесс сопровождался обучением и приобретением необходимых компетенций. В результате все 7 проектов определены к внедрению.
«Это был новый опыт для "Группы ГАЗ", первый серьезный толчок к развитию внутреннего предпринимательства. Благодаря энтузиазму участников программы и поддержке экспертов положено хорошее начало», — говорит Елена Марштупа.
«Было приятно наблюдать, как трансформируется мышление участников программы, — говорит директор департамента ТРИЗ «Группы ГАЗ» Алексей Фоменко. — Если в начале обучения они в основном рассматривали технические нюансы, то потом начали рассуждать, каким образом компания может заработать на их идеях. Фокус внимания сместился на обсуждение различных бизнес-моделей с просчетом экономического эффекта и сроков окупаемости. Это именно то, что необходимо "Группе ГАЗ" в сложных экономических условиях: мы должны искать новые точки роста для нашего бизнеса».
Параллельно в «Группе ГАЗ» развивают стартовую площадку для реализации неординарных производственных идей в рамках научно-технической конференции «Будущее создается сегодня». В ней могут принять участие все сотрудники Группы в возрасте до 35 лет, а также студенты базовых учебных заведений.
На конференции рассматриваются проекты, направленные на улучшение бизнес-процессов. Участники презентуют свои работы в шести секциях, в каждой из которых выявляется тройка победителей. Главная цель конференции — определить молодых специалистов с высоким научно-техническим потенциалом, чтобы привлечь их к решению актуальных производственных вопросов, к поиску неординарных технических решений, повышающих потребительскую ценность продукции. И, конечно же, как любая конференция, площадка предоставляет сотрудникам компании и студентам базовых учебных заведений хорошую возможность обмена опытом и личными достижениями.
«Замечательно, что на ГАЗе все молодые сотрудники имеют возможность реализовать свой потенциал, — говорит бронзовый призер конкурса, мастер окрасочного производства Горьковского автозавода Александр Головачев. — Не стоит ограничиваться только своими профессиональными обязанностями, нужно включаться в процесс улучшения производства, анализировать ситуацию, делиться мыслями с наставниками и руководителями».
Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина отмечает: такие проекты помогают формировать вокруг компании качественно новую экосистему.
«Сегодня крупные компании превращаются в некие экосистемы, которые буквально становятся образом жизни сотрудников. Появляется новая форма управления — не авторитарно-вертикальная, а горизонтальная, формирующая централизованные круги специалистов. Это способствует развитию командного мышления сотрудников и в целом повышает производительность труда».
Ежегодно по программе «Будущее создается сегодня» в «Группе ГАЗ» отбирается более 40 проектов от 60 участников для внедрения в производство.
В компании также проводится ежегодный конкурс профессионального мастерства по ключевым рабочим профессиям в 12 номинациях по трем возрастным категориям. Он предоставляет работникам компании хорошую возможность обмена производственным опытом и личными достижениями. В конкурсе могут принять участие все сотрудники Группы — возрастных ограничений нет. Ежегодно эту возможность используют более 120 профессионалов рабочих специальностей.