Ритейл сотрясают громкие сделки

Благодаря покупке компании «Билла Россия» торговая сеть «Лента» намерена стать вторым по количеству супермаркетов игроком этого рынка.

Читать на monocle.ru

«Билла» больше не Россия

Одна из крупнейших розничных сетей России «Лента» заключила соглашение о приобретении сети супермаркетов Billa Russia GmbH («Билла Россия»), говорится в сообщении ритейлера. Покупка обойдется в 215 млн евро и будет вся оплачена денежными средствами.

В компании уверены, что сделка значительно ускорит экспансию «Ленты» в Москве за счет приобретения «зрелых» торговых точек, имеющих выгодное расположение и высокую плотность продаж. В результате сделки общая доля сети магазинов «Лента» на рынке продуктового ритейла Москвы и Московской области составит приблизительно 3%.

«Приобретение супермаркетов «Билла Россия» даст нам доступ к зрелой сети магазинов с устойчивым потоком покупателей, в том числе в центральных районах Москвы, и позволит удвоить общее количество супермаркетов «Лента». Кроме того, выгодное расположение торговых точек «Билла» даст «Ленте» возможность расширить онлайн-доставку на всю территорию Москвы, что является частью нашего амбициозного плана по значительному развитию онлайн-бизнеса в ближайшие годы», — отметил генеральный директор «Ленты» Владимир Сорокин.

«Лента» планирует интегрировать в свою сеть 161 супермаркет «Биллы», логистическую инфраструктуру этой компании и 5400 ее сотрудников. Как только магазины сети будут переведены под бренд «Лента», торговая марка «Билла Россия» прекратит свое существование.

Крупная европейская сеть супермаркетов Billa со штаб-квартирой сети в Австрии принадлежит немецкой REWE Group. Название основанной а начале 50-х годов XX века «Billa» торговой сети происходит от немецкого словосочетания «Billiger Laden» — «дешевый магазин». В России Billa отличалась не дешевизной, но качеством товаров и общим хорошим впечатлением от своих магазинов.

Два слияния за два дня

Новость вполне вписывается в тренд монополизации рынка ритейла — предыдущим подтверждением этого тренда накануне стала информация о том, что «Магнит» покупает «Дикси», отмечает управляющий партнер Advice Finance Сергей Смит. По его словам, тем самым «Лента» существенно расширяет свое присутствие в Москве, а количество магазинов увеличивает почти вдвое. «Билла» — это достаточно крупный ритейл и хороший маржинальный бизнес, отмечает он.

Что это даст инвесторам? Позиции «Ленты» как крупного игрока, скорее всего, усилятся - уже сейчас расписки компании на бирже выросли почти на 7 %, полагает эксперт. Для инвесторов — это позитивный сигнал о том, что она и в дальнейшем будет активно расти и улучшать свои показатели. Для участников финансового рынка это определенно позитивный фактор. Они смогут больше зарабатывать при меньшей конкуренции и большем протекционизме.

Но для рынка ритейла и рядовых покупателей эта сделка может оказаться негативным фактором, предполагает Сергей Смит. Крупные ритейлеры консолидируют активы, из-за этого уменьшается количество конкурентов. Чем меньше конкуренция в сегменте, тем легче крупным ритейлерам манипулировать ценами, выставлять большую маржу прибыли.

По-крупному

В самом деле, признает глава инвестиционного департамента inv.lu Анастасия Тарасова, рынок ритейла монополизируется все больше: он представлен сейчас такими крупными игроками, как сама «Лента», «Магнит» и X5. «Лента» покупает «Билла», «Магнит» покупает «Дикси». Остаются еще «Метро» и «Ашан», но их доля рынка совсем небольшая. Покупка «Лентой» супермаркетов «Билла Россия» даст ей возможность увеличить количество своих магазинов вдвое.

Ближайшая стратегия «Ленты» предусматривает рост торговых площадей, в том числе и магазинов формата «у дома» на 1,5 млн кв. м. Все это, уверена аналитик, несомненно, будет поддерживать привлекательность компании в глазах инвесторов. Так, уже на фоне новости о покупке «Лентой» сети «Билла Россия» акции компании вызвали интерес — поднявшись с 233,7 (на 18.05) до 250 рублей на утренних торгах 19 мая. В числе драйверов и тот факт, что в первом квартале 2021 года выручка «Ленты» выросла на 1,2%.

Тренд на поглощение на рынке ритейла одних компаний другими входит в моду, комментирует партнёр консалтинговой компании Rights Business Standard Владимир Красильников. Только вчера все были потрясены новостью о смене владельца одного из крупных игроков на этом рынке и уже сегодня «Лента» объявляет о выкупе сети супермаркетов Billa. И, в отличие от сделки с «Дикси» в данном случае бренд Billa полностью уходит с отечественного рынка.

Данная сделка крайне важна для «Ленты» как для, преимущественно, петербуржского ритейлера, отмечает эксперт: площадки Billa позволяют занять большую нишу супермаркетов в Москве и Московской области. Это, в свою очередь, позволит укрепить позиции на столичном рынке и продолжить развивать свое присутствие не только в формате гипермаркетов, но и напрямую конкурировать с магазинами «у дома» других сетей, заключает он.

Новости, о том, что российским ритейлером «Лента» было заключено соглашение по покупке немецкой сети супермаркетов «Билла Россия», очень хорошо вписываются как в общие тенденции отрасли, так и в те изменения, которые произошли в 2020 году, отмечает старший аналитик компании Forex Optimum Александр Розман. И подтверждает этот вывод следующими данными: в последние 10 лет рыночная доля 5 крупнейших компаний выросла более чем на 20%, при этом уровень концентрации в российском ритейле вырос еще сильнее — более чем на 40%.

«Крупные компании смогли воспользоваться возможностью в кризисный период снизить арендную плату, все это позволило укрепить лидерские позиции, нарастив финансовые результаты и еще больше увеличив долю рынка. Чего нельзя сказать о более мелких сетях, как раз таких как “Билла Россия”, которая в 2020 году зафиксировала 1,5 млрд. рублей убытка, что делает решение об уходе немецкой сети супермаркетов “Билла Россия” абсолютно логичным», — говорит эксперт.

Что касается мотивов «Ленты», то здесь, по мнению Розмана, все тоже очень прозрачно — «пандемия и изменившаяся схема потребительского поведения россиян, где преобладают походы в магазины “у дома”, подсветила уязвимость в стратегии развития компании. Поэтому магазины “Билла Россия”, которые уже являются устоявшимися и с хорошим трафиком покупателей, помогут начать движение в развитии этого нового для компании формата с хорошим начальным ускорением».

К тому же, замечает аналитик, консолидация ритейл-отрасли подразумевает и высокую конкуренцию между лидерами, особенно в контексте опережающего роста ближайших, но пока недосягаемых конкурентов «X5 Group» и «Магнит». Поэтому агрессивное расширение для «Ленты», это абсолютно правильный и разумный путь развития.

Рисков для «Ленты», по его словам, в этом поглощении не так много, «слабые финансовые результаты “Билла Россия” в 2020 году, а также затраты на обновление приобретаемых магазинов, должны легко перекрываться экономией на масштабе, которая сократит расходы, а также потенциальной выгодой в развитии онлайн-сервисов, где магазины “Билла Россия”, которые в основном расположены в Москве и Московской области, станут опорными точками для пунктов формирования заказов».