Заявление премьера Мишустина о необходимости положить конец агрессивному вывозу капитала из России получит законодательное оформление.
Правительство рассматривает возможность обложения прогрессивным налогом средств, выводимых из России в зарубежные юрисдикции. Такой вариант развития событий обозначил глава правительства Михаил Мишустин, выступая в Госдуме на прошлой неделе.
«Необходимо будет донастроить механизм, в том числе механизм налоговый: если компания ведёт агрессивную деятельность по выводу дивидендов — в том числе процентов и роялти — из Российской Федерации, то соответствующие ставки — прогрессивные — налога на прибыль, либо какие-то другие, должны быть сделаны», — заявил премьер.
Он подтвердил готовность правительства к выработке такого решения и пригласил законодателей присоединиться к этой работе.
Основными экспортерами капитала из России Мишустин назвал компании ТЭК (вывозят 27% всех дивидендов) и металлургии, а также банки, ритейл и логистику. Выводимые ими капиталы, по данным премьера, кратно превышают суммы налогов, уплачиваемых в российские бюджеты всех уровней. Основными офшорами, аккумулирующими до 90 процентов всей утечки капитала, являются для российских компаний Кипр, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Сингапур, Гонконг и Швейцария.
Общий объем дивидендов, процентов и роялти, выведенных российскими компаниями за рубеж в 2019 году, составил 4,3 трлн рублей, из которых 1,3 триллиона — в первые четыре «налоговые гавани» из перечисленных выше. Только за январь 2021 года, по данным ЦБ РФ, в офшоры ушло около 8 млрд долларов.
Нельзя сказать, что правительство совсем ничего не делает в этом направлении. Так, Россия расторгает с 2022 года соглашение с Нидерландами об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество. Это делается из-за отказа голландского правительства повысить базовую ставку налога на дивиденды, роялти и проценты до 15% с нынешних 0—5%. Кипр, Люксембург и Мальта с инициативой правительства РФ о повышении ставки налога согласились.
Заявление Мишустина можно рассматривать как предупреждение тем предпринимателям, которых в России по привычке называют олигархами. Таковых, по подсчетам Financial Times, в РФ сегодня насчитывается около 120. Их совокупное состояние достигает 35 процентов всего национального ВВП — по этому показателю FT ставит Россию на первое место в мире. Более того: за 2020 год доля олигархов в ВВП выросла еще на 10 процентных пунктов, что вполне подтверждает заявления Мишустина об агрессивном выводе капиталов и жадности их обладателей.
Эксперты указывают, что экспортеры капитала делают это на совершенно законных основаниях. Поэтому призыв Мишустина к законодателям, создавшим налоговую систему, поощряющую подобное поведение (и зачастую являющимся через посредников ее бенефициарами), поучаствовать в прекращении подобной практики вполне правомерен.
Вопрос только в том, пойдут ли они на обложение повышенными налогами фактически самих себя, сомневается эксперт Института экономической политики им. Е. Гайдара Сергей Жаворонков.
«Если вы рассчитываете найти какое-то эхо выступления Мишустина в Госдуме в виде прямых распоряжений, поручений и т.д. — вы ищете зря, — уверен он. — Серьезных препятствий для экспорта капитала из России сегодня нет и, готов поспорить, при нынешней власти не появится. Резкие заявления премьера сделаны с единственной политической целью — показать, что правительство прислушивается к мнению депутатов».
Жаворонков обосновывает свою уверенность тем, что вывод капиталов в офшоры вовсю эксплуатируют, по его словам, системообразующие государственные корпорации — Роснефть, Газпром и прочие. Сложно представить, чтобы государство инициировало меры, которые свяжут руки компаниям, где оно само владеет контрольными пакетами.
«В России огромное количество формально иностранных — то есть, зарегистрированных в иностранных юрисдикциях — компаний, которые занимаются не тем, что делают деньги из воздуха, а работают в реальном секторе. К примеру, им принадлежат крупнейшие торговые сети. Комув станет лучше, если закрутить им налоговые гайки?», — спрашивает Жаворонков.
Он предлагает вспомнить встречу премьер-министра с руководителями думских фракций в прошлом году, когда спикер Госдумы Вячеслав Володин предложил ввести госрегулирование цен. Тогда Михаил Мишустин через пресс-службу отреагировал в том духе, что правительство будет думать над таким вариантом. И думать оно может годами и десятилетиями, предрекает Жаворонков.
Ожидать скорого принятия каких-то обязательных к исполнению решений после заявления Мишустина не следует, согласна руководитель направления фискальной политики Экономической экспертной группы Александра Суслина.
«Все экономисты после слов премьер-министра напряглись и с нетерпением ждут, последует ли рассвет вслед за тем, как петух прокукарекал, — говорит она. — Но уже десять дней прошло, а никакие источники не подают никаких сигналов о том, что заявление Мишустина обсуждается в правительстве. Если бы формально была определена дата такого обсуждения, мы об этом уже знали».
По мнению Суслиной, в правительстве не торопятся с принятием решений по налоговым ужесточениям в том числе потому, что превосходно понимают тщетность подобных изменений. Заниматься же имитацией деятельности — не в характере нынешнего премьер-министра.
«Если даже предположить, что с самого верха поступит приказ ввести прогрессивный налог на вывоз капитала, то все «роснефти» и «газпромы» быстро примут меры, чтобы и закон не нарушить, и свои интересы соблюсти, — уверена Суслина. — Таких способов множество: переоформить валютно-экспортные операции на дочерние компании, специально создать для таких операций отдельные юридические лица, и т.д. Публично об этих обходных механизмах объявляться не будет, но в правительстве не хуже других знают, что все это можно сделать».
Впрочем, в силу колоссальной лоббистской мощи крупнейших корпораций сама возможность появления такого приказа маловероятна, полагает эксперт.
Еще определеннее высказался зампредседателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Леонид Симановский (ЕР). В разговоре с Expert.ru он заявил, что ему и его коллегам-законодателям ничего не известно о том, что по итогам выступления премьера 12 мая ведется какая-то предметная работа.
«Мы уже приняли поправку в Налоговый кодекс о 15-процентной ставке налога на доходы физлиц свыше пяти миллионов рублей, она работает с 1 января. Что вам еще нужно?» — удивляется депутат.
Заметим, что всего за 2021 год повышение НДФЛ для хорошо зарабатывающих граждан принесет по плану в бюджет около 60 млрд рублей. По сравнению с триллионами, выводимыми в офшоры, это даже не капля в море.
Другие коллеги Симановского по Госдуме тоже подтвердили Expert.ru, что никаких инициатив по введению прогрессивного налогообложения дивидендов и процентов ни со стороны правительства, ни в самой Госдуме пока отмечено не было.
Заявление Михаила Мишустина ни единым своим словом не является импровизацией, опровергает мнение других экспертов директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.
«Примерно в те же дни, когда Мишустин выступал в Госдуме, у него на столе лежал проект закона, подготовленный экспертным департаментом правительства и согласованный, пусть не без оговорок, с Антоном Силуановым. То есть, премьер-министр, грозя с думской трибуны экспортерам капитала, точно знал, что со стороны Минфина возражений против введения прогрессивного налога на вывоз средств не последует», — говорит Делягин.
Он подчеркивает, что содержание этого законопроекта, носящего рабочее название «О налогообложении дивидендов, вывозимых за границу» заведомо не является репрессивным по отношению к современным «олигархам»: Мишустин собирается жить в этой стране до конца жизни и ему нет никакого резона с ними воевать.
«В проекте предлагается применять разные ставки налога в зависимости от того, на какие цели предполагается использовать дивиденды, — говорит Делягин. — Как это оформить юридически, пока не проработано — этим и займется Госдума. А прежде законопроект должны согласовать на заседании правительства. Надо понимать, что Силуанов — это не весь кабмин, так что дело пока, что называется, не в шляпе, и шум точно поднимется».
Камнем преткновения станут конкретные ставки налогообложения средств, вывозимых за границу, считает Делягин. Мишустину удалось продавить идеологию прогрессивной шкалы через ключевое ведомство — Минифин. Но вовсе не факт, что другие члены правительства не уйдут в глухую оппозицию.
«Учитывая, что Мишустин во всех смыслах человек вменяемый, он оставляет экспортерам капитала возможность выбора, просто сделав вариант вывоза капитала не столь благоприятным, как сегодня, — комментирует Делягин. — Запрещать вывоз директивно, либо какой-то исключительно высокой ставкой правительство не собирается — это был бы перебор», — говорит он, подчеркивая, что это его, сугубо оценочное, мнение.
В любом случае «олигархи» не сильно осерчают, полагает Делягин. У экспортеров капитала имеется богатый инструментарий вывоза средств без нарушения законов — в том числе и того, который еще не принят.