Визит Ангелы Меркель в США будет непростым, потому что она хочет показать независимость Европы и то, что Брюссель больше не будет слепо следовать за Вашингтоном
Недавние переговоры между Джо Байденом и Владимиром Путиным в Женеве поставили Европу в сюрреалистичное положение – она должна узнавать от американских партнеров о том, что касается ее напрямую. Многим европейским политикам, в число которых входит и Ангела Меркель, считает Bloomberg, подобная ситуация, мягко говоря, не очень нравится.
Не удивительно, что через неделю после встречи в Женеве Меркель и Макрон озвучили совместное предложение о проведении переговоров с президентом России в формате, от которого Брюссель отказался в 2014 году. Эта инициатива, считают знакомые с этим вопросом европейские дипломаты, является одним из пунктов программы Меркель по проведению более сильной внешней политики, особенно в отношениях с Россией и Китаем. Проводя такую политику, немецкий канцлер не боится вызвать недовольство Вашингтона.
Меркель и Макрон на прошлой неделе, например, призвали китайского лидера Си Цзиньпина в целях улучшения отношений увеличить количество авиарейсов между Поднебесной и Европой. Любопытно, что желание об улучшении отношений с КНР было высказано через полгода после того, как европейцы фактически похоронили уже заключенное соглашение с Пекином об инвестициях.
В четверг Ангела Меркель отправляется в свою последнюю рабочую поездку в Вашингтон. В последнюю в роли федерального канцлера ФРГ. Ей предстоит непростая задача. С одной стороны, она должна показать, что Европа крепко стоит на ногах и проводит самостоятельную политику, а с другой, ей нужно довести до американского собеседника, что ЕС остается надежным союзником США по широкому кругу вопросов, начиная от борьбы с изменениями климата и заканчивая борьбой за права человека.
Успех или неудача Меркель могут определить трансатлантические отношения по многим вопросам от торговли до налогов и, естественно, отразиться на экономических связях с Китаем, оцениваемых в 700 млрд долларов.
В Брюсселе считают, что между Европой и США нет разногласий о необходимости борьбы с Москвой и Пекином там, где это требуется. Тем не менее, Ангела Меркель, которая останется, пожалуй, главным европейским политиком как минимум до конца сентября, хочет передать Вашингтону важное сообщение: после четырех лет общения с Трампом американцам следует забыть о днях, когда Европа безоговорочно следовала за старшим партнером.
Нельзя говорить, что позиция Ангелы Меркель пользуется всеобщей поддержкой в Старом Свете. Достаточно, к примеру, вспомнить недавний отпор, который они с Макроном получили, когда предложили европейским лидерам встретиться с Владимиром Путиным. Официально считается, что предложение было озвучено слишком поздно и без предварительных консультаций, но один высокопоставленный европейский дипломат не случайно назвал его «безответственным» и «исторической близорукостью». С полдюжины европейских стран обвинили федерального канцлера в намерении смягчить политику Союза по отношению к Кремлю, в наивном желании сделать Путину подарок и в том, что она продвигает экономические интересы Германии.
Речь идет, конечно, в первую очередь о газопроводе «Северный поток 2». На переговорах в Белом доме ему будет отведено много времени. Американцы хотят договориться о механизме защиты от любых попыток Москвы воспользоваться этим газопроводом как средством продавливания своих интересов.
Несмотря на сильное противодействие немецкий лидер не намерена отказываться от идеи переговоров с Путиным. Дипломаты, знакомые с этим вопросом, говорят, что она надеется, что к моменту следующего «российского» саммита ЕС, который намечен на октябрь, европейские лидеры, возражавшие в июне, передумают и согласятся встретиться с российским президентом.
Сама Меркель, кстати, может на этом саммите и не присутствовать. Это будет зависеть от результатов выборов в бундестаг и от того, сколько времени уйдет на формирование нового правительства ФРГ.
Несмотря на ряд разногласий с США по авторским правам на вакцины, например, или по выводу войск из Афганистана Брюссель хочет подчеркнуть, что при Джозефе Байдене трансатлантические отношения вновь стали крепкими и работающими. Большинство разногласий, по мнению еврочиновников, касаются деталей, а не существа проблем.
Джо Байден, отказавшись вводить новые санкции по Северному потоку, показал, что он тоже готов на восстановление прежних отношений с Европой, изрядно испорченных за четыре предыдущих года Дональдом Трампом. Ангела Меркель, между прочим, только что заявила, что Европа сделает все возможное, чтобы российский газ по-прежнему шел через Украину даже после завершения строительства газопровода по дну Балтийского моря. На этом категорически настаивает Вашингтон.
Что касается Китая, то и Европа, и США считают его партнером в борьбе с изменениями климата, экономическим и торговым конкурентом и противником по вопросам, касающимся демократических ценностей и прав человека. Однако Вашингтон и Брюссель придают разное значение трем этим блокам вопросов. Европа, например, ввела санкции против КНР за нарушение прав уйгуров, но при этом сделала это очень осторожно, чтобы не перегнуть палку, потому что считает более важными вопросы, связанные с изменениями климата и экономическими отношениями.