Главная премьера МАКСа: новый «Сухой» пятого поколения

Читать на monocle.ru

Сухой ЛТС (вероятно «Легкий тактический самолет») будет легкой, однодвигательной, ориентированной на экспорт машиной, имеющей шансы занять еще не до конца поделённую нишу мирового рынка, а в будущем и оказаться полезным для ВКС России.

Слухи о разработке еще одного истребителя пятого поколения, легкого в пару к тяжелому Су-57, циркулировали достаточно давно, проявляясь в заявлениях о «ведущемся на инициативной основе эскизном проектировании», особенно в ходе встреч с зарубежными партнерами или на иностранных авиасалонах. В этих случаях, разумеется, обязательно говорилось о совместной разработке. Благо таких тем в отечественной оборонке достаточно много, да и программ легкого истребителя, вероятно, существовало несколько: по меньшей мере кроме дожившей для воплощения «суховской» были еще работы РСК «МиГ» и проработки бывших кадров «Яковлева» по тематике самолета вертикального взлета и посадки.

Важным сигналом к тому, что в этот раз, возможно, все серьезнее, чем обычно, стало большое интервью вице-премьера Юрия Борисова РБК в декабре прошлого года, а точнее — одна из фотографий к нему, на которой в кадр попала стоящая на видном месте, на столе, модель неизвестного истребителя. Точнее — только носовая часть модели. Допустив известную долю конспирологии, фото можно считать одновременно и попыткой осуществить «слив», и стремлением создать интригу: для профессионального фотографа кадрирование выглядит неряшливо, при этом снимки наверняка утверждались пресс-службой, которая обычно никаких «неряшливостей» не допускает. Кроме того, в кабинете вице-премьера — отставного кадрового офицера, курирующего в правительстве ВПК, — есть еще несколько подаренных моделей авиатехники, но они стояли в шкафу и были не в фокусе. А эта — на переднем плане и — что тоже наводит на определенные мысли — загороженная от владельца кабинета монитором компьютера.

Тогда же, в декабре, об инициативной разработке однодвигательного истребителя легкого или среднего класса сообщил глава «Ростеха» Сергей Чемезов. В мае 2021 года ТАСС и РИА Новости синхронно сообщили со ссылкой на анонимные источники дополнительные подробности: в однодвигательной машине будет широко использоваться задел, полученный при разработке Су-57, ожидается значительная унификация, в первую очередь по двигателю (планируется использовать перспективный двигатель Су-57 «второго этапа», известный как «тип 30»). Взлетная масса была заявлена до 18 тонн, скорость более двух скоростей звука; высокие взлетно-посадочные характеристики должны были обеспечиваться двигателем, оснащенным соплом с управляемым вектором тяги. Кроме того, в материале РИА «источник» отдельно отметил, что у самолета будет «один подфюзеляжный многорежимный воздухозаборник», что однозначно указывало на родство с моделью на столе Борисова, поскольку такая компоновка для отечественной школы весьма нехарактерна.

В последние дни перед завтрашним открытием авиасалона МАКС-2021 пресс-служба «Ростеха» начала активную кампанию в соцсетях, ориентированную на иностранную публику. Лозунгом было выбрано «Checkmate» («Шах и мат»), в оформлении использовалась соответствующая стилистика, сам истребитель ассоциировали с конем. Попытки создать интригу вызвали серьезный интерес в зарубежных и отечественных профильных ресурсах, но тайну удалось удерживать недолго — уже 15 июля машина была сфотографирована при перемещении по территории аэродрома. На той серии снимков ее закрывало черное покрытие, однако уже 18-го в соцсетях было опубликовано видео подготовки выставочной экспозиции, и машина была снята целиком с правого борта уже без покрывала.

Итак, что же мы имеем на данный момент суммарно? Истребитель «Сухой ЛТС» (на самолет нанесен бортовой номер «75», на киле регистрационный — RF-00075, что может указывать на маркетинговый индекс «Су-75») — легкий однодвигательный истребитель с широким внедрением технологий малозаметности. Воздухозаборник, как и ожидалось, подфюзеляжный, крыло треугольное с развитым наплывом, хвостовое оперение — V-образное, цельноповоротные стабилизаторы выполняют одновременно функции и горизонтальных и вертикальных стабилизаторов. Отказ от «лишних» аэродинамических поверхностей полезен для снижения заметности. Двигатель на съемке 18 июля «в профиль» виден плохо — насколько можно судить, между двух коротких балок хвостового оперения находится крупное сопло классической круглой формы. Фонарь кабины выполнен по образцу Су-57. Перед фонарем виден «шарик» оптико-локационной станции, предназначенной для поиска и целеуказания по воздушной цели. Опубликованные в ходе рекламной кампании материалы косвенно указывают на наличие и смотрящей в нижнюю полусферу станции, предназначенной и для разведки, и для целеуказания по целям на поверхности.

На том же видео видны открытые створки отсеков вооружения в наплывах крыла — судя по всему, для размещения в них пары ракет «воздух-воздух». На заднем плане можно разглядеть подготавливаемые для экспозиции крупные авиационные средства поражения (например, противокорабельную ракету Х-59МК), что может указывать на наличие отсека вооружения в фюзеляже для размещения по крайней мере одной крупной ракеты «воздух-земля» или бомбы. Однако необходимо отметить, что с точки зрения компоновки это представляет определенный вызов.

Заявленные параметры по массе — «взлетная не более 18 тонн» — трактовать можно по-разному. Даже если речь идет о нормальной, «средней», взлетной массе, то это довольно немного — единственный на сегодня серийный однодвигательный истребитель пятого поколения — американский F-35 — весит порядка 23 тонн. Если же речь шла о максимальной взлетной массе, то ЛТС получается легче МиГ-29. Из современных машин меньше разве что Saab JAS 39E/F «Gripen NG», а китайский однодвигательный Chengdu J-10, летающий на одном двигателе от Су-27 (значительно менее мощном чем «тип 30»), чуть тяжелее.

Место для малыша

Почему такое внимание, в том числе в ранних информационных вбросах, уделялось легкости?

Дело в том, что боевая авиация в последние десятилетия слишком «потяжелела». В годы холодной войны в качестве некоторого «золотого» стандарта пришли к тому, что основой ВВС должна быть пара истребителей: легкий — дешевый и массовый, — и тяжелый, дорогой, но более мощный, являющийся машиной «предельных параметров» (примечательно, что из них зачастую одинаково хорошо выходили как истребители завоевания господства в воздухе, так и основы для ударных машин — так было с F-15 и Су-27).

Необходимо признать, что наиболее идеально воплотить такую пару с точки зрения именно концепции удалось американцам с F-15 Eagle и F-16 Fighting Falcon — самолеты были унифицированы по ряду систем, и, самое главное, по двигателю. В СССР предпочли, несмотря на наличие проектов однодвигательных машин, создать два двухдвигательных самолета, но с разными двигателями. В качестве причин тому называлось, наряду с желанием получить более высокие летные характеристики, еще и распространенное местами в советской оборонке желание дать «всем сестрам по серьгам». Возможно, отсутствие унификации семейств Су-27 и МиГ-29 сыграло серьезную роль в значительном снижении численности второго в ВКС России. Не исключено, что с этим связаны были меньшие экспортные успехи «мигов» и сложности в формировании «комплексного предложения». Интересно, что китайцы в этом плане провели «работу над ошибками» советских предшественников: их однодвигательный J-10 унифицирован со старшими семействами J-11/16 (китайскими копиями и потомками Су-27/30), в том числе и по двигателю.

Количество двигателей в авиации важнее массы, так как силовая установка — важнейший элемент стоимости жизненного цикла, не говоря уже о том, что современный истребительный двигатель стоит миллионы долларов. При этом иметь полноценную пару машин после холодной войны стало дорого. Только в США есть на вооружении два истребителя пятого поколения — однодвигательный, оптимизированный для массового использования и ударных задач F-35 Lightning II и двухдвигательный F-22A Raptor, предназначенный для завоевания господства в воздухе. Но они были созданы с большим временным разрывом — в том числе из-за сложности, амбициозности и дороговизны программы F-35. Назвать весящий почти как Су-27 F-35 «легкой» машиной язык не поворачивается, да и дешевым он является только на фоне наиболее дорогих из западных машин.

Другие страны, ведущие сегодня разработку перспективных истребителей, сосредоточились на одной двухдвигательной машине. А их немало, хотя не все на слуху у широкой общественности: первый южнокорейский KAI KF-21 Boramae уже построен, его первый полет планируется в следующем году; индийский HAL AMCA и турецкий TAI MMU находятся на более ранних стадиях, но приближаются к материальному воплощению. В большей степени в будущее направлены англо-итальяно-шведский Tempest, франко-немецко-испанский NGF и японский Mitsubishi F-3, но их появление в следующем десятилетии тоже надо учитывать.

Увлекающийся современной авиацией читатель поправит нас, что вторая программа истребителя пятого поколения есть в Китае — Shenyang J-31, однако, эта программа достаточно таинственна. Уверенно можно сказать, что работы по ней идут давно, но с крайне низкой интенсивностью — либо потому что это инициативный проект, не имеющий значительной поддержки, либо потому что он имеет особое назначение — например, палубное. Что же касается США, то здесь известно о достаточно размытых планах разработать в будущем для наиболее простых задач и экспорта замену F-16 в рамках программы MR-X, но пока они сосредоточены на продвижении по миру F-35 и разработке истребителя завоевания господства в воздухе в рамках программы NGAD для скорой замены F-22.

Таким образом, ниша дешевого (в покупке и, что особенно важно, в эксплуатации) истребителя, построенного по современным технологиям, практически пустует. Даже в странах, имеющих доступ к приобретению передового американского вооружения, не могут не обращать внимания на то, что в самих Штатах F-35 по планам хотя и должны стать основой ВВС, но не вытесняют и, видимо, не вытеснят полностью машины четвертого поколения, для замены которых они, собственно, и создавались (в первую очередь F-16). При этом для многих платежеспособных клиентов военно-техническое сотрудничество с США либо недоступно, либо доступно ограничено: например, позиция Израиля сдерживает экспорт F-35 в арабские страны. Не удивительно, что именно ОАЭ четыре года назад объявили о совместной программе легкого истребителя с Россией, и Эмираты — одна из стран, отдельно упомянутых, совершенно неспроста, в рекламном ролике ЛТС. Другие — Индия, Вьетнам и Аргентина.

Суммируя сказанное выше, можно с высокой долей вероятности предположить, что такой истребитель мог бы иметь огромный и долгосрочный успех на мировом рынке. Его идейный предок — разработанный в середине прошлого века советский МиГ-21 — в виде китайских модернизированных копий производился на экспорт вплоть до 2013 года! И что не менее важно: такой самолет, унифицированный с Су-57 по двигателю и системам, более дешевый в эксплуатации и имеющий потенциал для развития в качестве беспилотного «ведомого» для пилотируемых истребителей, остро потребуется ВКС России, когда встанет вопрос замены модернизированных истребителей поколения 4+, составляющих сейчас основу парка. Очевидно, что тяжелых Су-57 для этого не хватит.