ЦБ РФ опубликовал проект «Основных направлений развития финансового рынка» на ближайшие три года. Главные посылы документа раскололи экспертное мнение.
Стартовало общественное обсуждение документа «Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2022 год и период 2023 и 2024 годов», опубликованного на сайте Банка России. По итогам обсуждений, которые будут проходить до 1 сентября, проект представят президенту и правительству, а затем, после доработки, внесут на рассмотрение Государственной думы.
Как говорится в сообщении регулятора, всего в проекте восемь приоритетов. В их числе создание благоприятных условий для работы, содействие цифровизации, вывод на рынок финансовых инструментов устойчивого развития и долгосрочного финансирования экономики, обучение и защита начинающего розничного инвестора.
Основной функцией ЦБ в этот период должно стать создание условий для развития финансового рынка. Это может быть достигнуто обеспечением ценовой и финансовой стабильности, а также развитием качественной конкурентной среды. В числе значимых приоритетов регулятора — повышение доступности финансовых услуг, защита прав потребителей и развитие сегмента длинных денег.
Учитывая массовый выход граждан на рынок капитала, Банк России будет уделять внимание повышению уровня знаний населения в области инвестиций и финансовой грамотности начинающих инвесторов, а также раскрытию информации о финансовых продуктах. Снижению количества нарушений прав граждан будет содействовать развитие поведенческого регулирования и корпоративного управления в финансовых организациях.
Новыми вызовами для финансового рынка являются мировой тренд на декарбонизацию, повышение экологических стандартов производства, учет социальных факторов в экономической политике. Поэтому Банк России ставит перед собой задачу развивать «зеленые» инструменты и инфраструктуру рынка финансирования устойчивого развития. Для адаптации участников финансового рынка к новым реалиям планируется совершенствовать систему учета ESG-факторов в регулировании. В стратегическую повестку включены также создание стимулов для развития негосударственного пенсионного обеспечения и повышение клиентской ценности страховых продуктов.
Первое, что нужно отметить: это только проект документа, который будет принят не раньше сентября, говорит руководитель отдела аналитических исследований Высшей школы управления финансами Михаил Коган. А значит, крайне велика вероятность, что он претерпит довольно большие изменения. Тот факт, что в течение трехлетнего срока показатели и индикаторы выполнения целей будут меняться, выглядит неоспоримым, поскольку положение как руководства ЦБ, так и мировой экономики в целом видятся пока очень шаткими.
Из восьми основных целей, озвученных ЦБ, крайне странным выглядит очередной виток борьбы с финансовой безграмотностью населения, полагает аналитик. За 5 лет в этом направлении не было, по сути, сделано абсолютно ничего, и документ в очередной раз выглядит просто манифестом, составленным оторванными от земли людьми. Уроки в начальных школах и детских садах смотрятся смешно, а задачу противодействия киберпреступности должны ставить перед собой в первую очередь правоохранительные органы.
Содействие конкуренции также выглядит странным, продолжает Коган. С января 2019 года из 440 банков в России осталось 350. Разработка регулирования экосистем банков не поможет конкуренции, а убьет ее, поскольку не каждый банк — даже из оставшихся 350 — сможет позволить себе разработку полноценной экосистемы по шаблонам ЦБ.
То есть, фактически, ничего от этого проекта не поменяется, резюмирует эксперт. Частным инвесторам и банкам будут и дальше закручивать гайки, а декларируемое расширение конкуренции не соответствует планам государства получать максимально возможные дивидендов с госбанков. Поэтому пока этот труд можно считать абсолютно бесполезным.
Представленный проект документа позволит реально улучшить состояние финансового рынка в России, его характеристики для потребителей, организаций и государства в целом, возражает основатель TalkBank Михаил Попов. Он обращает внимание на то, что в проекте есть уже привычные направления, связанные с повышением финансовой грамотности населения, которое растет, но по-прежнему отстает от желаемых значений. Также есть и новые, связанные с устойчивым развитием и государственной поддержкой частных партнерств, а также с развитием конкуренции на банковском рынке.
Ключевым вектором, считает банкир, остается развитие цифровизации рынка, которое обеспечивает достижение результатов в других направлениях. Например, повышение финансовой грамотности через определенные сервисы, позволяющие людям разбираться как в финансовых основах, так и в продвинутых и сложных продуктах. Кроме того, это обеспечивает равный доступ участников к государственным информационным системам, тем самым обеспечивая развитие конкуренции.
Не секрет, что сейчас на рынке сформировалась олигопольная ситуация, выражающаяся в существовании несколько крупных успешных банков, говорит Попов. Они лидируют либо за счет высокой доли цифровизации бизнеса, либо за счет уникальных информационных систем. Это позволяет им лучше, быстрее, качественнее и дешевле оказывать услуги, а в результате активно влиять на рынок, привлекать большой объем денег и большее число клиентов, тем самым улучшая свое положение и выдавливая других игроков.
Развитие цифровизации и доступа к информационным системам позволит и небольшим игрокам достаточно быстро довести свой уровень услуг до конкурентоспособного состояния. Это даст возможность децентрализовать ситуацию на рынке, чтобы клиенты могли выбирать, а не сосредотачивать все деньги в нескольких финансовых учреждениях, отмечает Попов.
Когда один или несколько банков занимают 90% рынка, регулятору сложно на них воздействовать, говорит эксперт. Он сталкивается с сильным сопротивлением, а при излишнем закручивании гаек может пострадать и сам рынок. Более равномерное распределение денег и клиентов в системе позволяет, с одной стороны, гибко воздействовать на рынок, когда и самим организациям легче воспринимать рекомендации регуляторов и быстрее внедрять их в жизнь. С другой стороны, зависимость финансовой системы от отдельного игрока снижается, что обеспечивает большую стабильность.
Стабильность же, в свою очередь, влияет на достижение целей устойчивого развития, уверен Попов. Финансовые кризисы оказывают на рынок не меньшее воздействие, чем, скажем, экологические проблемы и оптимизация взаимодействия с окружающей средой. Нарушаются финансовые потоки, а значит и связанные с ними цепочки поставок. Нередко это приводит к ухудшению производственных процессов, когда компании начинают экономить на инфраструктурных проектах и инвестициях в технологии, не дающие быстрого роста выручки.
Кроме того, сами банки, являясь катализатором развития экономики, могут приводить к перегреву других отраслей за счет избыточного вливания денег, порождающего рыночные кризисы. В то время как концепция устойчивого развития предполагает более равномерный рост, исключающий перегревы, чреватые срывами и спадами.
В целом, полагает основатель TalkBank, проект ЦБ достаточно хорошая и правильная инициатива. Конечно, за 3 года достичь всех целей будет сложно. Но то, что в стране нужно развивать доступ финансовых участников и посредников к государственной инфраструктуре и к системе государственных сервисов — это обязательное и правильное условие для развития рынка.