У Минфина началась полоса неОФЗения

Минфин две недели кряду не может распродать весь объем гособлигаций, которые он предлагает рынкам для покрытия дефицита бюджета. Аналитики отмечают снижение активности госбанков, оценивая, впрочем, это обстоятельство и как признак нормализации. Один из секретов боязни финансовыми властями инфляции здесь же: она отпугивает от ОФЗ инвесторов, как, кстати, и рост ключевой ставки ЦБ

Читать на monocle.ru

Спрос на облигации федерального займа (ОФЗ) в последние две недели сильно упал. Согласно данным министерства, опубликованным на сайте по итогам размещения бумаг, ни 30 июня, ни 7 июля власти не смогли распродать весь объем предложенных рынкам бумаг. 

Так, 30 июня Минфин разместил облигации серии 26239 с погашением в июле 2031 года на 8,489 млрд рублей при лимите 30 млрд рублей. Спрос при этом составил только 27,93 млрд рублей. А второй аукцион по размещению облигаций 26240RMFS 30 июня 2021 года и вовсе был признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок по приемлемым уровням цен. 

Полоса неудач продолжилась 7 июля, хотя ситуация оказалась все же лучше, чем неделей ранее. Как говорится в сообщении Минфина, на аукционе в полном объеме были размещены ОФЗ-ПД серии 26239 с погашением виюле 2031 года на 10 млрд рублей при спросе 18,125 млрд рублей. Также были проданы ОФЗ с постоянным купонным доходом серии №26 238 с погашением 15 мая 2041 года на 5,435 млрд рублей при спросе в 8,596 млрд рублей. 

Казалось бы, 7 июля спрос превысил предложение, так почему аукционы неудачные? Потому, что в общей сложности на нем Минфин получил лишь 26,7 млрд рублей, а неделей ранее — 27,9 млрд. И это почти в 19 раз меньше аукционов апреля и марта, когда спрос достигал 460-510 млрд рублей. 

В действующей бюджетной схеме, когда львиная доля доходов от экспорта нефти, минуя бюджет, складывается в ФНБ, падение спроса на ОФЗ негативно влияет на способность государства финансировать сложившийся в последние годы дефицит бюджета. Возможно, не случайным оказалось появление именно на этом фоне планов повышения налогов (для той же нефтянки и НДФЛ, известных как «повышение налогов на 400 млрд»). Аналитики, впрочем, смотрят на развитие ситуации достаточно спокойно. 

СЗКО отразили удар 

Еще в мае 2021 года началось падение доли системно значимых кредитных организаций (СЗКО) в структуре покупателей российских ОФЗ, говорит эксперт информационно-аналитического центра компании Hamilton Антон Гринштейн. Тогда она сократилась с 77-80% в марте-апреле, до 52%, 

В июне-июле эта тенденция продолжилась, отчечает аналитик. Точных цифр мы пока незнаем, но, вероятно, доля СЗКО вернется к среднему значению, наблюдавшемуся в предыдущие годы — около 40-45%. 

Собственно, считает аналитик, в этом нет ничего драматичного, скорее, напротив, само по себе сокращение участия СЗКО в аукционах Минфина говорит о нормализации ситуации. Крупнейшие российские банки сделали свое дело в марте-апреле 2021 года на фоне политической конфронтации с США, они приняли финансовый удар на себя и помогли стабилизировать ситуацию на долговом, валютном и фондовом рынках.  

СЗКО стали основным покупателем российского долга, обеспечив рекордный приток в 760 млрд рублей в ОФЗ всего за несколько недель весны, что с учетом сокращения Минфином плана по внутренним заимствованиям на 2021 год до 1807 млрд рублей с 2682 млрд позволило финансовому ведомству выполнить план на этот год более чем на 57-58%. 

Основной вопрос теперь заключается в том, как события будут развиваться дальше, говорит Антон Гринштейн. «Все-таки мы видим, что ситуация на российском долговом рынке сложная, индекс RGBI уже в третий раз подходит к мартовским минимумам 142-144 пункта. Это очень плохой сигнал, особенно на фоне падения цен на нефть и коррекционных настроений на глобальных рынках. Если мартовский уровень будет пройден, следующей целью снижения станет минимум марта 2020 года — 136-137 пунктов», — указывает эксперт. Отметим, что индекс RGBI отражает динамику изменения стоимости корзины из ОФЗ с фиксированным купоном. 

Естественно, добавляет он, если инвесторы, в том числе и СЗКО, оценивают такую вероятность как высокую, то никакого смысла покупать ОФЗ именно сейчас нет, потому что доходность по ним все равно будет выше. К тому же, Минфин еще в мае принял решение сделать акцент на доразмещении остатков ранее выпущенных бумаг, что само по себе ограничивает объем предложения ОФЗ. 

Так что, предполагает Антон Гринштейн, вероятно, СЗКО, как и другие инвесторы, просто ждут лучших возможностей. И как только они представятся, а это может произойти ближе к концу лета или в начале осени 2021 года, спрос на российские ОФЗ снова вырастет, особенно со стороны СЗКО, что все же позволит Минфину вплотную приблизиться к выполнению плана по внутренним заимствованиям на 2021 год. 

Инвесторы шокированы, но в целом все не так плохо 

С точки зрения инвесторов сложилась ситуация неблагоприятная для приобретения российских гособлигаций, указывает, в свою очередь, главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. Только что опубликованные данные по инфляции шокируют. Она поднялась до 6,5%. В то же время рыночная доходность ОФЗ составляет от 5,35% до 7,28% в зависимости от сроков обращения. Она вполне сопоставима с инфляцией и не даёт значимого реального дохода даже для длинных бумаг. 

Но даже не в этом основная причина слабого спроса, уверен аналитик. А в том, поясняет он, что высокая инфляция, как ожидается, заставит ЦБ России в очередной раз поднять ключевую ставку. На заседании 23 июля она может повыситься снова сразу на 0,5 процентных пункта — до 6%. Это приведёт и к увеличению доходности госбумаг, и в целом к росту доходности активов. Поэтому рациональное поведение инвесторов — подождать с размещением средств несколько недель. Для российского бюджета такое положение некритично. За счёт взлёта цен энергоносителей, металлов, сельхозпродукции и других экспортных товаров бюджет преодолел дефицит начала года. Ушла острота необходимости привлечения средств для финансирования текущих расходов. 

Минфин достаточно спокоен и не предполагает увеличивать пока процент по привлечениям средств для того, чтобы сделать его более востребованным, заключает МаркГойхман. Тем более что основные потенциальные покупатели ОФЗ — госбанки. Они имеют ограниченную самостоятельность. И в случае острой необходимости, как это было не раз, ЦБ и Минфин смогут обеспечить приток средств от них в госбумаги.