Автомобильный концерн Volkswagen Group наращивает экспорт выпускаемых в России двигателей, которые сейчас поставляются в Польшу, Испанию, Мексику. Стимулировать развитие экспортных поставок компании могли бы логистические субсидии и межгосударственные соглашения о международной торговле. Об этом в интервью «Эксперту» рассказал Штефан Меха, генеральный директор Volkswagen Group Rus.
— Как можно оценить состояние и планы производства вашей компании в России? Какова его динамика развития? Какой процент продающихся на внутреннем рынке автомобилей сейчас производится на вашем российском предприятии?
— За первые четыре месяца 2021 года компания Volkswagen Group Rus произвела в России около 70 тыс. автомобилей, что сопоставимо с показателями докризисного и рекордного для компании 2019 года. Общее количество произведенных за все время автомобилей в России превысило два миллиона. В настоящее время на заводах в Калуге и Нижнем Новгороде производятся шесть моделей, пять из которых были обновлены или запущены с нуля за последние полтора года. К запуску на площадке «Группы ГАЗ» готовится седьмая модель – абсолютно новый Volkswagen Taos.
— Что можно сказать о степени локализации вашего производства в России? Какие здесь есть трудности, перспективы, можно ли привести примеры удачно локализованных комплектующих, что локализовать не получается?
— В настоящее время у компании 65 локальных поставщиков, которые предоставляют более 5,5 тыс. деталей российского производства. За последние 15 лет в Россию пришли практически все глобальные поставщики 1-го уровня, вслед за которыми стали развиваться и поставщики 2-го и 3-го уровня. Тем не менее, последние пять лет компания наблюдает замедление динамики развития отрасли автокомпонентов, особенно в части углубления локализации. Перспективы отрасли автокомпонентов зависят от реализации политики Российской Федерации по стимулированию инвестиций в углубление локализации, а также от стимулирования встраивания поставщиков в глобальные цепочки поставок.
— Как вы решаете вопрос с кадрами, какие здесь есть сложности и успехи? Насколько легко вам находить квалифицированные кадры для вашего производства в России?
— Volkswagen Group Rus прочно занимает место одного из самых привлекательных работодателей в российской автомобильной индустрии. В настоящее время на производственных площадках компании в России работают около 5 тыс. квалифицированных специалистов. Именно благодаря слаженной работе команды Volkswagen Group Rus демонстрирует выдающиеся производственные результаты и регулярно получает международные награды. Недавно компания отметила десятилетие с момента запуска программы дуального образования, призванной обеспечить участников программы современными практическими знаниями в сфере автомобилестроения для последующего трудоустройства на завод в Калуге. Volkswagen Group Rus стала одной из первых компаний, адаптировавших для России всемирно известный немецкий подход к профессиональному обучению, который отличается большим объемом практических знаний и умений, приобретаемых непосредственно на производстве, и более гибким подходом к новым запросам производства. Студентов обучают новым профессиям, которые пользуются большой популярностью на производственных площадках концерна Volkswagen по всему миру и без которых сложно представить себе современное производство: мехатроник, автомехатроник, механик по металлоконструкциям, специалист по покраске автомобилей, специалист складской логистики, специалист по обработке металла. Более того, благодаря программе дуального образования Volkswagen Group Rus в российской системе профессионального образования появились новые профессии, что повлияло на образовательную и законодательную сферы страны и способствовало созданию новых профстандартов.
— В последнее время ряд международных автомобильных компаний развивают экспорт своей продукции из России? Есть ли у вас экспортные поставки и планы на этот счет? Может ли экспорт, на ваш взгляд, быть драйвером развития автопрома в РФ?
— Volkswagen Group Rus использует все возможности для экспорта, и экспортирует не только автомобили, но и двигатели 1.6 MPI серии ЕА211 калужского производства – например, в 2020 году 18 700 двигателей было экспортировано на производственные площадки по всему миру, включая Польшу, Испанию и Мексику. Более того, Volkswagen Group Rus – единственный иностранный OEM-производитель c собственным производством двигателей в России, который не только использует двигатели локального производства для автомобилей, собирающихся в России, но и экспортирует их на заводы в разных странах мира. Экспорт из России играет важную роль для Volkswagen Group Rus в создании эффективных бизнес-моделей: он позволяет частично избежать как валютных рисков, так и колебаний спроса на продажи в России. Volkswagen Group RUS обсуждает с правительством Российской Федерации дополнительные потенциальные возможности экспорта. Слагаемыми успеха экспортной модели Volkswagen Group Rus считает:
1) наличие привлекательной для зарубежных рынков продукции
2) поддержание конкурентоспособной цены (очень важно, чтобы меры государственной поддержки вроде логистических субсидий были направлены на максимально широкий модельный ряд с целью наращивания общей экспортной базы)
3) заключение со стороны государства как можно большего количества соглашений о свободной торговле с крупными автомобильными рынками (например, это страны Европейского союза, Южная и Северная Америка, Индия, Китай и т.д.).
— Ваша оценка мер госсподдержки, чего вам здесь не хватает?
— Концерн Volkswagen является одним из крупнейших инвесторов в российскую автомобильную промышленность с общим объемом инвестиций 200 млрд рублей в свой бизнес в России. В 2019 году компания заключила специальный инвестиционный контракт с Минпромторгом, в рамках которого обязалась инвестировать дополнительные 61,5 млрд рублей с целью модернизации существующего модельного ряда и его значительного расширения в будущем. Volkswagen Group Rus надеется, что регулирование автомобильной отрасли со стороны государства будет должным образом соответствовать уровню столь значительных инвестиций и обязательств со стороны компании, что в итоге поможет российской автомобильной промышленности стать более развитой и конкурентоспособной. В настоящее время компания находится в диалоге с Минпромторгом. Volkswagen Group Rus считает, что балльная система должна иметь прозрачную методологию формирования оценки отдельных компонентов, а баллы должны быть сбалансированы. Например, уже локализованные компоненты должны иметь более высокую оценку для сохранения привлекательности их производства и во избежание волны делокализации. Кроме того, список компонентов должен быть расширен за счет дополнительных позиций (например, стекол, изоляции, батарей, жгутов проводов и т. д.): оборот подобных компонентов составляет более 100 млрд рублей, и, если не начислять за них баллы, у автопроизводителей будет низкая мотивация по сохранению их локализации.
— Что за ключевые факторы будут влиять на развитие автопрома в России, на ваш взгляд, в ближайшее время, что будет определять его развитие? Ближайшие планы развития вашего производства в России?
— Во всем мире сейчас широко обсуждаются вопросы электромобильности, современной дорожной инфраструктуры, цифровой мобильности, автономного вождения и т. д. Также в России нам необходимо активизировать эту дискуссию и совместно с автомобильной индустрией разработать регуляторные меры правительства на ближайшие 10 лет. Volkswagen Group Rus считает важным вести активный диалог между производителями и государством, в результате которого станет понятно, как будет регулироваться отрасль в ближайшие десять лет и будет ли оказываться государственная поддержка каким-либо перспективным направлениям развития автопрома. От этого выиграют все: и стороны диалога, и наши российские клиенты.