Bloomberg: как продать "углеродно-нейтральное" топливо, которого нет

Читать на monocle.ru

Глобальное потепление и переход сначала к «чистой» энергетике, а затем и к «чистой», т.е. безуглеродной экономике – главные сегодня темы повестки дня наряду с борьбой с коронавирусной пандемией. Так называемая Большая нефть, т.е. нефтяные гиганты смирились с неизбежностью новых тенденций и решили минимизировать свои убытки, возглавив переход. Французская нефтегазовая компания Total является одним из пионеров этого перехода.

«Зеленые» проекты должны удовлетворять, по мнению французских нефтяников, двум главным требованиям: снижать выбросы СО2 в атмосферу, причем, это снижение должно быть подкреплено международными организациями, и стоить, по возможности, недорого. Поиски таких проектов - задача нелегкая. Решить ее, пусть пока и частично, конечно, удалось при помощи швейцарского разработчика проектов South Pole.

При помощи швейцарцев, занимающихся этой деятельностью уже 15 лет, удалось «нейтрализовать» вредные выбросы из купленного неопытными трейдерами у Royal Dutch Shell танкера со сжиженным газом (LNG) благодаря помощи, оказанной Total зимбабвийским, крестьянам. Они очищают густые леса на границе с Мозамбиком от кустарника, из-за которого происходят лесные пожары. Работы по очистке леса частично финансируются Total. Таким образом, вред для планеты от покупки и дальнейшей продажи LNG за 17 млн долларов были компенсированы финансовой помощью зизмбабвийским крестьянам в размере 600 тыс. долларов.

Решение оказалось очень удачным, из числа тех, что устраивают всех. Total выполнил обещание инвесторам сокращать выбросы СО2, зимбабвийские бедняки получили оплачиваемую работу, а покупатель танкера, китайская нефтяная компания China National Offshore Oil Corp (Cnooc), отчиталась перед китайскими властями о деятельности по переходу к чистой энергетике, которым сейчас активно занимаются все страны, включая Китай.

На бумаге все получилось вполне гладко, но, как утверждают защитники окружающей среды и экологи, вся операция по продаже ископаемого вида топлива под видом углеродо-нейтральной за счет выделения незначительной суммы для сохранения тропического леса носит хеджевый характер и практически не снизит содержание двуокиси углерода в атмосфере в данный момент или в ближайшем будущем.

В лучшем случае, говорят специалисты, попытка сохранить леса, предотвратив лесные пожары, может избавить атмосферу лишь от газов, выбрасываемых во время пожара. Конечно, бедные зимбабвийцы мало что могут сделать для борьбы с широко распространенным на планете загрязнением, вызываемым сжиганием природного газа.

Дополнительную путаницу создает использование научных терминов «углеродно-нейтральный» и «нулевая чистота», которые означают, что количество двуокиси углерода, выбрасываемое в атмосферу, компенсируются такими же количествами, из нее удаляемыми.

Большинство экспертов соглашаются, что сохранение лесов, несомненно, очень важное и полезное дело, но это не то же самое, что удаление парниковых газов.

Total начал «разогревать» планету с той самой минуты, как по трубам пошел газ из скважины на дне океана у побережья Австралии. Каждый этап добычи и транспортировки газа загрязняет атмосферу планеты парниковыми газами. Причем, транспортировка газа по почти тысячекилометровому газопроводу чревата выбросами метана, при сжигании которого образуется в 80 раз больше энергии, чем при сжигании СО2.

В сентябре 2020 г. Cnooc получила танкер с LNG, который сожгли для снабжения электроэнергией бесчисленные фабрики и заводы Шэньчжэня, а также его 12-миллионное население. Покупатель и продавец договорились, что при сжигании газа на танкере в атмосферу могут попасть 240 тыс. тонн СО2, такое же количество выбрасывает за год приблизительно 30 тыс. американских домохозяйств. Однако все эти расчеты очень приблизительные и грешат неточностями.

В нью-йоркской компании Eurasia Group считают, что расходы на компенсацию танкеров с LNG по примеру Total могут составлять от 1 до 15 млн долларов на одно судно. Причем, чаще всего речь идет о низкой части этого большого дипазона. По мнению трейдеров, участвовавших в схожих сделках, речь может идти в большинстве случаев о затратах менее 6 долларов за тонну СО2.

Билл Гейтс, кстати, готов платить ок. 600 долларов за тонну двуокиси углерода, удаленной из атмосферы при помощи новых технологий.