100 млрд рублей собственных инвестиций, глобальное видение и ежедневный труд. Как Олег Дерипаска создал крупнейшего в России производителя коммерческого транспорта и сделал его частью мирового автопрома.
Автопром в России в основном не ассоциируется с российским предпринимательством. Исключение составляет «Группа ГАЗ». Приобретя крупнейший российский автозавод 20 лет назад и лично приняв участие в последующих преобразованиях, промышленник Олег Дерипаска прочно связал возрождение газовской марки со своим именем.
Конец 90-х и начало 2000-х годов стали для Горьковского автомобильного завода не лучшим временем. В виду системного кризиса, поразившего всю российскую экономику, легендарный «ГАЗ» оказался на грани банкротства. На складах завода находились тысячи некомплектных автомобилей, 90% расчетов составляли бартерные и вексельные схемы, полное отсутствие средств привело к систематическим невыплатам коллективу предприятия заработной платы, тем более не оставляя возможностей для инвестиций в развитие. Из-за нарушения графика поставок комплектующих на производствах стали нормой регулярные простои.
В ноябре 2000 года новым владельцем ОАО «ГАЗ» стал Олег Дерипаска. Почти сразу после этого на «ГАЗе» началась крупная реорганизация, имевшая целью ликвидацию производственного хаоса и налаживание эффективной системной работы. С этой целью лично Дерипаской был приглашен целый ряд иностранных специалистов, внесших свой вклад в работу по отлаживанию производственной системы. Была проведена полная финансовая ревизия предприятия, практически с нуля создана современная дилерская сеть, отстроены новые цеха.
Предпринятые новым хозяином предприятия меры позволили сначала уменьшить его убыточность, а затем, уже к середине 2000-х годов вывести «ГАЗ» на уровень рентабельности. При этом основное внимание было уделено развитию самого конкурентоспособного направления — производству коммерческих грузовых автомобилей.
Уже в 2005 году предприятие сумело освоить выпуск нового семейства низкорамных среднетоннажных грузовиков ГАЗ-3310 «Валдай», а также добиться повышения спроса на традиционные ГАЗ-3307, ГАЗ-3309 и ГАЗ-3308 «Садко». Тогда же компания ОАО «РусПромАвто», управлявшая принадлежащими Дерипаске автомобилестроительными активами, была реструктуризирована, и на его основе создан автомобилестроительный холдинг «Группа ГАЗ», в котором «Горьковский автомобильный завод» стал головным предприятием.
С этого момента для «ГАЗа» начался новый отсчет по всем направлениям. Поставив перед собой цели не только сделать «Группу ГАЗ» прибыльным и эффективным бизнесом, но и вывести отечественный автопром на мировой уровень, Дерипаска принимает решение о масштабном последовательном инвестировании в предприятия «Группы ГАЗ» из собственных средств. В первую очередь инвестиции использовались для развития современных производственных технологий, вкладывались в кадровые ресурсы, служили базой для модернизации производств и создания новых перспективных моделей.
В общей сложности начиная с 2005 года, Дерипаской было инвестировано в «ГАЗ» свыше 100 миллиардов рублей. Его личная вовлеченность в начатые преобразования, эффективная инвестиционная политика и глобальные амбициозные задачи позволили кардинально изменить производственную культуру на предприятиях Группы, создать на их основе современный инженерно-промышленный холдинг с уникальным набором компетенций. Организовав сотрудничество с глобальными мировыми производителями в области автомобилестроения, сохранив при этом сильнейшую отечественную автомобилестроительную школу, обеспечив доступ своим специалистам к передовым разработкам и международной системе закупок, Дерипаска сумел добиться и того, чтобы отечественный бренд «ГАЗ» стал востребованным во многих странах мира.
Внедрение новых подходов к управлению производственными процессами и к подготовке кадров, достижение эффективности производственной инфраструктуры, позволили Дерипаске добиться максимальной ценности «ГАЗа» для международных партнеров. Уже в 2010 году на площадке «ГАЗа» было организовано сотрудничество с концерном Daimler, и подписано соглашение о выпуске на Горьковском автозаводе автомобилей Mercedes-Benz Sprinter. В феврале 2011 года подписывается соглашение с General Motors, согласно которому на мощностях «ГАЗа» стали собирать Chevrolet Aveo, а в июне того же года такое же соглашение было подписано с VW, и с конвейеров Горьковского автозавода стали сходить VW Jetta, Skoda Yeti и Skoda Octavia.
Совместные инвестиции «ГАЗа» с партнерами в эти проекты составили около полумиллиарда евро. Помимо этого «ГАЗ» создал совместные предприятия с мировыми производителями автокомпонентов, и стал поставлять комплектующие не только на отечественный рынок, но и для автомобилей зарубежных брендов, локализованных в РФ.
В апреле 2013 года было начато серийное производство автомобилей нового поколения NEXT, изначально разработанного для экспорта. С этого момента начался активный выход продукции «ГАЗа» на экспортные рынки. За несколько лет компания Дерипаски увеличила географию поставок с 16 стран до 40. При этом «ГАЗ» ведет разработку экспортных модификаций техники с учетом специфических требований различных стран, это автомобили с правым рулем, решения для жаркого климата, для высокогорья, автомобили соответствующие экологическому стандарту Евро-6 для европейского рынка.
На этапе создания линейки NEXT была поставлена руководителем компании и успешно решена ее коллективом непростая задача сохранения ниши современного автомобиля, разработанного на базе мировых стандартов, с отличной эргономикой и легкой управляемостью, но при этом быстро окупаемого и способного к эксплуатации при постоянных усиленных нагрузках, в сложных дорожных и климатических условиях, недорогого в сервисном обслуживании. Решению этой задачи способствовало сохранение прочной, «неубиваемой» рамной конструкции «ГАЗели», делающей автомобиль не только более выносливым, но и уникальным для нашего времени.
Подобная конструкция автомобиля позволила производить на его базе огромное количество спецтехники для самых разных задач, без организации сложных технологических процессов, в том числе — для рынков стран Азии, Африки, Южной Америки. Все названное обеспечило значительный экспортный потенциал продукции «ГАЗа», помогая создавать выгодную бизнес-модель для логистических транспортных услуг во многих странах мира.
К числу безоговорочных успехов компании можно причислить создание автомашин нового поколения «GAZelle NN», производство которых начато в 2021 году. «GAZelle NN» — не только новая модель легкого коммерческого автомобиля, но и родоначальник нового поколения автомобилей марки ГАЗ. По словам специалистов это платформа для дальнейшего развития, на которой еще в течении длительного времени будут создаваться модели и модификации коммерческого транспорта.
Ключевое отличие нового детища компании Дерипаски — переход от аналоговой к цифровой модели управления. Принципиально новая электронная архитектура и широкое использование цифровых сервисов позволяют «GAZelle NN» стать не простым инструментом в руках ее владельца, а его полноценным помощником.
Подобный реальный успех не мог бы состояться без упомянутой выше глубокой модернизации производств, в которой не последнее место занимала роботизация. Видя стратегическую перспективу применения роботов в сфере производственной деятельности, владелец «ГАЗа» сумел добиться рекордного уровня автоматизации на своих предприятиях, в том числе — и на предприятиях автомобильного производства.
Достаточно сказать, что на «ГАЗе» в настоящее время задействовано почти 600 роботов, что в десятки раз превосходит общий уровень роботизации производства по стране. На ключевых производственных участках «ГАЗа» уровень автоматизации достигает 75%, что делает предприятие безусловным лидером в данной сфере.
Компания продолжает повышать масштабы и качество производства, инициируя применение роботов последнего поколения, скорость выполнения операций которыми в разы превышает прежние показатели, а точность выполнения — в десятки раз. На новейших сварочных линиях завода допустимая погрешность сварочной точки составляет не более двух сотых миллиметра, что гарантирует безупречное качество продукции
Применяются в производстве, к слову, и совсем уникальные разработки, среди которых т.н. интерьерный робот, используемый в составе окрасочных комплексов. Помещенный в кузов автомобиля, данный робот окрашивает его изнутри, учитывая при этом тысячи параметров, включая и гравитацию. Наличие на «ГАЗе» подобной сверхновой техники стало результатом продуктивной инвестиционной политики Олега Дерипаски, вложившего в производственное оборудование только означенных окрасочных комплексов ни много ни мало — 50 миллионов евро.
Наряду с автоматизацией и самих транспортных средств и средств их производства значительное внимание уделяется Дерипаской и еще одному направлению развития нынешней мировой автомобильной отрасли — повышению экологичности создаваемого транспорта. Принимая во внимание эту глобальную тенденцию, владелец «Группы ГАЗ» сумел аккумулировать лучшие технологические и кадровые ресурсы, позволяющие компании быть первыми в создании перспективных транспортных решений, с точки зрения и экологической повестки.
Тут важно вспомнить, что «Группа ГАЗ», еще в первый период своего существования, с 2005 года, первой в России стала производить автобусы, работающие на газовом топливе. К сегодняшнему дню компания наладила выпуск полной линейки транспорта на метане. «Группа ГАЗ» инвестировала более 11 миллиардов рублей в создание производства нового семейства двигателей экологического стандарта Евро-5, с перспективой доведения их до норм Евро-6, в том числе — на газовом топливе.
Помимо этого, «ГАЗ» ведет серийное производство электробусов большого класса, разработал линейку электрических «GAZelle e-NN». В объединенном инженерном центре «Группы ГАЗ» разрабатываются электрические версии автобусов среднего и большого классов, среднетоннажных грузовиков. В перспективе Группа будет готова предложить полную линейку техники на электротяге.
Для развития научных и технических компетенций в таких областях как разработка современных транспортных электро-платформ, электронных устройств и программного обеспечения, автоматических систем управления, «Группа ГАЗ» совместно с МГТУ им. Н.Э. Баумана создала инжиниринговый центр. В настоящий момент в инжиниринговом центре им. А.А.Липгарта работают порядка 50 человек — научных сотрудников и инженеров МГТУ им. Баумана, которые совместно со специалистами Объединенного инженерного центра «Группы ГАЗ» занимаются перспективными проектами группы.
Будучи яркой и незаурядной личностью, тесно связанной с отечественной промышленностью, Олег Дерипаска привык уважать личность и в других, занятых вместе с ним одним делом людях, в рабочих и ИТР. Немало делается им для того, чтобы сохранить и приумножить человеческий капитал, воспитать, обучить и поддержать способные работать на высоком технологическом уровне кадры.
Принципиальной позицией Дерипаски является сохранение и развитие собственных инженерных компетенций, обучение молодых специалистов, с целью укрепления отечественной технологической и кадровой базы. К новым разработкам привлекаются ведущие ВУЗы страны, на предприятиях «Группы ГАЗ» ежегодно проходят практику более полутора тысяч выпускников профтехучилищ и высших учебных заведений.
В том числе и решению задач кадрового развития служат программы созданного Олегом Дерипаской благотворительного фонда «Вольное дело». Фонд, в числе прочего, финансирует комплексные проекты, такие как «Робофест», «Робокросс» и другие с целью выявления талантливой молодежи и формирования инженерных кадров будущего. Сам Дерипаска неоднократно отмечал, что это делается для того, чтобы в России было как можно больше людей, способных улучшить уже существующие производства, и сделать отечественную промышленность более конкурентоспособной.
Что касается самого «ГАЗа», то для его 20-тысячного коллектива создана и действует мощная социальная инфраструктура, развивается волонтерство, сформирована достойная, культурная и безопасная среда. Но, как бы пафосно это не прозвучало, забота о людях со стороны собственника «ГАЗа» не ограничивается одним лишь предоставлением коллективу предприятия социальных гарантий.
Одной из главных в этой области задач, которую удалось решить Дерипаске, стало формирование системы ценностей, которое вовлекает людей в улучшение рабочих процессов, делает сотрудника предприятия главным автором изменений на рабочем месте, прививая ему заинтересованность в результатах собственного труда, в качестве создаваемого им продукта, способствует осознанию своего личного вклада в развитие предприятия. Этой цели служат и ставшие частью жизни предприятия конкурсы профессионального мастерства для представителей рабочих профессий, и научные конференции молодых специалистов.
Еще одна инициатива заслуживает особого внимания и отношения. Это инициированная рабочими советами «ГАЗа» программа «Новый социальный вектор», направленная на преобразование и улучшение жизни в регионах присутствия компании. В рамках этой программы, которую всемерно поддержал Дерипаска, будет проводиться модернизация и развитие инфраструктуры целых городских территорий. В частности, в феврале текущего года Дерипаска обсудил с администрацией Нижнего Новгорода планы по развитию Автозаводского района города для создания там комфортной окружающей среды. Предполагается ремонт и строительство новых образовательных комплексов, спортивных и социальных объектов, жилья и медицинских учреждений. И, опять-таки, столь масштабный проект Дерипаска намерен осуществить с привлечением собственных средств, не полагаясь лишь на возможности регионального бюджета.
Если подвести черту под вышесказанным, можно констатировать: возрождение, развитие и широкие перспективные возможности «ГАЗа» стали как результатом труда многотысячного коллектива головного и смежных предприятий, так и — энергии и воли лидера, ставящего перед собой и другими стратегические задачи, и умеющего воплощать их в жизнь. Сегодня имя Олега Дерипаски уже неразрывно связано и с современной историей легендарного «ГАЗа», и с развитием всего российского автопрома. И связка эта только крепнет.