От «зеленого» металла до Устойчивого развития

Российской промышленности придется реагировать на вызовы «зеленой» экономики. Чтобы сохранить европейские рынки сбыта, российская цветная металлургия так или иначе будет вынуждена реагировать на требования снизить выбросы углерода.

Читать на monocle.ru

В терминологии «зеленой» повестки существует некоторая путаница: она происходит оттого, что люди и целые государства по-разному трактуют некоторые понятия. Но, на самом деле, все просто: есть проблема выбросов СО2 и необходимость их сокращения, есть проблематики «зеленой» энергетики, «зеленой» экономики и устойчивого развития.

Выбросы СО2 – это углеродная нейтральность или сокращение углеродного следа. Эта проблема связана с Киотским протоколом и Парижским соглашением. Выбросы СО2 необходимо сокращать, чтобы не повышалась средняя температура атмосферы планеты. Основные источники выбросов СО2 - энергетика, сельское хозяйство, транспорт и промышленность. С целью контроля и сокращения выбросов СО2 появились квоты.

Поскольку электроэнергетика производит много СО2, а электроэнергия используется повсеместно, отдельно рассматривается сокращение выбросов в энергетике - эта тема и есть «зеленая» энергетика. Суть ее состоит в том, чтобы заменить источники энергии, использующие ископаемое топливо на возобновляемые (ВИЭ) и экологически чистые – потому она и «зеленая». Затраты на производство «зеленой» энергии заметно выше, чем затраты при использовании ископаемого топлива, хотя именно углерод-нейтральная энергия предпочтительна в использовании.

Для того чтобы выровнять экономическое положение традиционной электрогенерации и ВИЭ появились «зеленые» сертификаты – они подтверждают происхождение энергии из чистых источников. К этой же проблематике относится и «энергопереход» - замена в энергобалансе традиционных источников энергии на возобновляемые.

Понятие «зеленая» экономика значительно шире понятия «зеленой» энергетики и предполагает модернизацию всей промышленности, транспорта и сельского хозяйства с целью сокращения самых разных выбросов (включая СО2, но не ограничиваясь им), отходов и т.д. Модернизация всех отраслей – капиталоемкое занятие, поэтому чтобы стимулировать инвестиции в обновление фондов, используются «зеленые» облигации, - инструмент ответственного инвестирования или ESG-инвестирования.

Наконец, самое широкое понятие -  Концепция устойчивого развития, которая объединяет все вышеуказанные истории, но ими не ограничивается. В настоящее время действует верхнеуровневая программа Целей устойчивого развития (ЦУР) ООН до 2030 года, включающая в себя такие цели, как: ликвидация нищеты и голода, недорогостоящая и чистая энергия, достойная работа и экономический рост, ответственное потребление и производство, индустриализация, инновации и инфраструктура, и другие.

Принципы устойчивого развития являются определяющими в спорных ситуациях вокруг «зеленой» темы. Например, в дискуссии о том, является ли атомная энергетика и гидроэнергетика «зеленой», есть разные точки зрения. Сторонники развития атомной и гидроэнергетики ссылаются на то, что уровень выбросов СО2 у них нулевой – значит, их можно и нужно считать «зелеными». Их оппоненты возражают: у атомных станций есть риск аварии с последствиями для природы, а при строительстве гидростанций приходится затапливать значительные территории, что нарушает экологический баланс – значит, в соответствии с принципами устойчивого развития, ни те, ни другие считать «зелеными» нельзя.

То есть, при определении «зелености» энергетики недостаточно оперировать только уровнем выбросов СО2 или только возобновляемостью источников энергии – необходимо применять комплексный подход. То же относится и к использованию энергии из разных источников в промышленности.

Проблематику экологии и устойчивого развития на международном уровне начали обсуждать в начале 70-х годов ХХ века (знаменитый доклад Римского клуба «Пределы роста»), и в тот период СССР принимал активное участие в формировании повестки. К сожалению, в дальнейшем представители СССР, а позже России устранились от работы в этом направлении, и сейчас в стране отсутствуют специалисты мирового уровня, которые могли бы концептуально влиять на формирование обсуждаемых вопросов. Поэтому, даже участвуя в рабочих группах ООН по ЦУР, Россия, как и многие другие страны, вынуждена руководствоваться тем пониманием проблематики, которое формулируют, например, противники атомной энергетики, формирующие общепринятую экспертную позицию в сфере УР.

При этом на национальном уровне и Россия, и другие страны вовсе не собираются отказываться от атомной энергетики или гидроэнергетики и продолжают считать их «зелеными». Но эта, российская, «зеленость» не считается достаточно «зеленой» в ЕС. 

Реализация «зеленой» политики на национальном уровне

Самый продвинутый и последовательный в формулировании и реализации «зеленой» политики регион в мире - ЕС.

Европейский «Зеленый курс», представленный в конце 2019 года, содержит дорожную карту к «климатически нейтральной» экономике, в которой рост благосостояния не привязан к потреблению ресурсов. По подсчетам ЕК, циркулярная экономика может к 2030 году дополнительно увеличить ВВП ЕС на 0,5%, создав около 700 000 новых рабочих мест, а к 2050 европейская экономика должна стать полностью углеродно-нейтральной, то есть, перейти на ВИЭ, а в случае продолжения использования ископаемого топлива, все выбросы СО2 – должны быть уловлены или компенсированы. Одной из составных частей этой политики является и так взволновавший российских экспортеров трансграничный «углеродный налог». По замыслу ЕС, он должен уравнять позиции европейских производителей, которые вынуждены тратить дополнительные средства на сокращение углеродного следа, и иностранных экспортеров, которые не тратят средства на сокращение углеродного следа у себя на родине.

В отличии от ЕС, у США нет четкой стратегии «озеленения» экономики: президент Дональд Трамп вышел из Парижского соглашения, а сменивший его президент Джо Байден вернул свою страну в него, но реальных действий пока не видно. Хотя в бюджете на 2022 год уже заложены серьезные средства на энергопререход.

Китай пообещал «выйти на пик выбросов CO2 до 2030 года и достичь углеродной нейтральности до 2060 года». Об этих планах было объявлено еще в 2020 году, однако, до сих пор не обнародована дорожная карта мероприятий. Китайский план расценивается как крайне амбициозный и предполагает необходимость 5,5 трлн долларов инвестиций в полную перестройку энергетики, сталелитейной, угольной и цементной промышленности.

Россия еще только готовит собственную Стратегию низкоуглеродного развития. Это – модифицированная Стратегия социально-экономического развития, в которую предполагается добавить углеродную нейтральность к 2050 году. При этом Минэкономразвития и ВЭБ.РФ уже активно работают над развитием «зеленого» финансирования на принципах ESG.

Группы интересов

В России первой обозначила свои интересы в сфере «зеленой» экономики и низкоуглеродной трансформации группа Анатолия Чубайса (название очень условное – дано по двум причинам. Во первых Чубайс очень интересовался проблемой еще в самом начале 2000-х, на волне квотирования выбросов СО2 в соответствии с обязательствами России по Киотскому протоколу. Во-вторых Чубайс в ноябре 2020 года назначен спецпредставителем Президента по контактам с международными организациями в сфере устойчивого развития. Близкие к нему люди уже расставлены на ключевые для этой работы позиции и работают над принятием нормативной базы, а после ее принятия будут осуществлять методологическую поддержку и верификацию «зеленых» проектов). Сюда можно отнести и ВЭБ.РФ, назначенный методическим центром по поддержке ESG-финансирования.

Судя по всему, в Правительстве сформировался и альтернативный центр интересов по данной теме при Первом вице-премьере Андрее Белоусове – это рабочие группы по адаптации российской экономики к глобальному энергопереходу. К декабрю 2021 года эксперты и рабочие группы должны проанализировать, какие отрасли и в какой степени должны быть охвачены декарбонизацией, а в начале 2022 года стратегию адаптации экономики к глобальным климатическим и регуляторным изменениям планирует рассмотреть премьер Михаил Мишустин.

Процесс был запущен известным меморандумом Чубайса в конце июня. Методическим центром этой группы будут Аналитический центр при Правительстве и ЦМАКП. По всей видимости, к этой группе будет тяготеть и РСПП, представляющая интересы крупного бизнеса, которые могут пострадать из-за «зеленой» политики ЕС.

«Зеленая» медь

В России энергопереход и «зеленая» повестка будут иметь свою национальную специфику.

Во-первых низкоуглеродная стратегия РФ, соответствующая Дорожная карта и любые действия Правительства РФ в этой сфере будут долгосрочными. Программа будет разбиваться на этапы и будут довольно сильно отличаться от «Зеленого курса» ЕС. Если говорить о сроках, установленных соответствующими стратегиями ЕС и Китая (2050/2060гг), то России придется планировать свою политику примерно на такой же горизонт.

Во-вторых «зеленая» политика РФ, по всей видимости, будет ориентирована не столько на использование ВИЭ, сколько на атомную и гидроэнергетику.

В-третьих, компании, которые предполагают, что «Зеленая политика» РФ может сильно повлиять на их бизнес, уже сейчас очень активно участвуют в рабочих группах при правительстве, чтобы не просто быть в курсе планируемых мероприятий и нормативных документов, но и повлиять на их содержание, а также максимально быстро адаптировать свой бизнес к новым требованиям.

Сегодня госкорпорация «Росатом», и ПАО «РусГидро» прорабатывают вопрос того, чтобы их энергия считалась «зеленой», а сертификаты действовали в Европе. Именно поэтому крупнейшие металлурги, они же потребители электроэнергии, пытаются выстроить стратегические союзы с энергетиками. Например так ВСМПО-Ависма приобрела 5% акций «РусГидро», материнская компания «Русал» - Эн+ владеет несколькими ГЭС и т.д.