Правительство усиливает свою роль в распоряжении госфинансами и, по некоторым данным, может приоткрыть двери в закрома ФНБ. Эксперты полагают, что это своевременное решение, но предостерегают кабмин от чрезмерных расходов.
В России, судя по всему, готовится реформа управления государственными финансами. В первую очередь речь идет, по информации телеграм-канала «Незыгарь», о возможном пересмотре бюджетного правила. Точнее, как подчеркивают авторы канала, — о возможном отказе от «бюджетного правила Кудрина».
«Кабмин получает возможность использовать на постоянной основе средства ФНБ сверх объема, предусмотренного ФЗ о федеральном бюджете в случае снижения цен на нефть ниже базового уровня. Таким образом блокирующее внутренние инвестиции в течение многих лет “бюджетное правило”, которое было введено Кудриным под давлением МВФ, фактически утратило силу. Соблюдать его или нет, будет решать правительство», — говорится в сообщении канала.
Там же отмечается, что Резервный фонд правительства будет пополняться остатками не использованных в отчетном году средств. По данным «Незыгаря», «сдача» за 2020 год составила около триллиона рублей.
Для того, чтобы говорить об отказе от какой-либо системы и оценить последствия этого шага, стоит вспомнить, для чего ее создавали, и как она, собственно, работала.
«Впервые система создания дополнительных резервов и фондов начала функционировать в 2004 году с момента создания в России Стабилизационного фонда. Предполагалось, что в периоды высоких доходов от продажи нефти должно происходить накопление денежных средств в фонде, а в неблагоприятные периоды эти средства должны быть использованы на поддержание стабильного уровня расходов и погашение внешнего государственного долга», — говорит доцент кафедры «Финансы и кредит» РУДН Оксана Карпенко. Она напоминает, что эта финансовая подушка уже пригодилась стране, причем, не единожды. Например, в период до 2012 года средства Резервного фонда использовались для стабилизации и обеспечению сбалансированности федерального бюджета.
«Резервный фонд дал возможность поддержать в период кризиса бюджетную и макроэкономическую стабильность в стране, не допустить сокращения расходов и неконтролируемого роста государственного долга», — добавляет Карпенко.
Резервы пошли в дело и в 2014 году, когда рухнули цены на нефть, дополняет коллегу доцент экономического факультета РУДН Андрей Гиринский. Что же касается ФНБ, то фонд был создан в 2008 году и пополняется он за счет нефтяных сверхдоходов — средств, которые поступали в казну от продажи «черного золота» по цене, превышавшей цену отсечения. Таким образом, поясняет Гиринский, стерилизовались лишние деньги, что, по версии создателей системы, позволяло не допустить в России «голландской болезни», когда из-за высоких доходов от экспорта одного продукта, по сути, душится все остальное производство в стране.
Руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев обращает внимание на то, что относительно создания ФНБ существовало две точки зрения. Согласно одной из них «кубышка» была создана по указанию МВФ и накопленные средства, вместо того чтобы поступать в экономику и стимулировать ее развитие, просто консервировались на случай кризиса. Другая точка зрения поддерживала создание таких резервов, которые нужны государству, чтобы нивелировать последствия разных нештатных ситуаций.
Как отмечает заместитель директора института РУССТРАТ Юрий Баранчик, российское государство на протяжении многих лет строило свою экономическую политику таким образом, чтобы снизить уровень госдолга и нарастить резервы. И у него это получилось.
Сегодня объем ФНБ приближается к 14 трлн рублей или 122 млрд долларов. С учетом же того, что цены на нефть в этом году довольно высоки, в ближайшей перспективе эта цифра может значительно вырасти. Однако эксперты полагают, что страсть к накопительству — не самое полезное качество, что-то из этих денег пора пускать в дело.
«Здесь надо принимать во внимание текущую эффективность использования финансовых ресурсов. Кроме того, избыточное накопительство может отрицательно сказаться на развитии высокотехнологичных отраслей экономики», — поясняет Андрей Гиринский.
Сейчас средства Фонда размещаются на банковских счетах ЦБ РФ в драгоценных металлах и иностранной валюте. Законодательство допускает их использование на софинансирование пенсий и покрытие дефицита бюджета ПФР. Так поступили, например, в прошлом году. Но этот перечень возможных действий слишком ограничен, считают эксперты, по мнению которых деньги должны работать. И речь идет не о доходах от управления средствами ФНБ, которые в 2020 году принесли Минфину 81,3 млрд рублей. Накопления фактически не используется в качестве средства для стимулирования инвестиций в экономику. А пора бы.
«Одним из направлений использования средств ФНБ может стать стимулирование развития экспортоориентированных технологий на рынке стран ЕАЭС и всего мира, — рассуждает Оксана Карпенко. — По нашему мнению, сегодня, несмотря на жесткий санкционный режим в отношении РФ, необходимо обеспечить создание некой синтетической модели экспортоориентированной экономики с элементами импортозамещения в отдельных стратегических отраслях, отвечающих за безопасность государства».
По мнению Карпенко, за счет ФНБ госкорпорации и банки развития должны направлять свои усилия на проведение государственной политики в области поддержки инноваций, науки и новых технологий. Через различные научные фонды средства в виде грантов можно предоставлять ученым на реализацию проектов в различных научных сферах.
«Кроме того, есть национальные проекты, которые считаются драйверами развития экономики страны, — дополняет коллегу Юрий Баранчик. — Их нужно будет пересматривать, потому что затраты наверняка вырастут из-за увеличения стоимости материалов (например, в строительстве). Потому и нужны такие решения, потому они и принимаются именно сейчас».
Конечно, разбивать копилку, чтобы разом потратить все средства, пусть даже и на благое дело, никто не собирается, говорит Андрей Гиринский. «Систему Кудрина» не будут рушить — ее всего лишь актуализируют в соответствии с последними трендами. Это не первая корректировка правила — сегодня работает уже четвертый его вариант, принятый в 2017 году.
«Полностью отказываться от бюджетного правила не планируется, речь идет только о следующем этапе реформирования концепции», — подчеркивает эксперт.
Новая концепция предполагает в первую очередь оперативность использования поступающих в казну средств. У правительства расширится пространство для маневра, что особенно важно сейчас, полагают эксперты. По словам Юрия Баранчика, нынешняя ситуация требует экстренных и не всегда запланированных решений.
«Бюджет на год-три-пять лет планируется на протяжении года и даже дольше, проходит длительные согласования во всех инстанциях, все траты обосновываются цифрами — это гигантская работа тысяч людей на местах. И затем отступить от принятого бюджета, потратить средств больше, чем указано в документе, крайне сложно», — поясняет Баранчик. Между тем, последствия пандемии, снижение потребительского спроса, замедление экономических показателей, рост инфляции, различные климатические форс-мажоры — все это требует быстрого реагирования. И то, что теперь правительство будет иметь возможность оперативно использовать средства ФНБ, инициатива своевременная и нужная, уверен эксперт.
При этом нынешняя корректировка системы снизит возможности Минфина и Счетной палаты, полагает Артем Деев. Он считает, что на первый план выйдут возможности правительства, которое получит реальный инструмент для улучшения экономической ситуации в стране.
Однако нужно понимать, что в такой ситуации правительству придется и рулить деньгами и самостоятельно бить себя по рукам. В противном случае нарушение системы сдержек и противовесов может создать риск гиперрасходов, которые не менее опасны, чем нехватка денег. Так что кабмину важно не увлечься, начав использовать средства, лежащие в бездонной, казалось бы, копилке.