ЦБ определил приоритетные направления повышения доступности финансовых услуг на 2022-2024 годы
К ключевым задачам своей деятельности на ближайшие три года регулятор отнес повышение доступности финансовых услуг через развитие дистанционных каналов обслуживания. Долгосрочная цель к 2030 году — расширить линейку инструментов финансового рынка, «направленных на удовлетворение потребностей граждан с относительно невысоким уровнем дохода». Это следует из проекта, опубликованного на сайте ЦБ.
«Банк России предлагает обсудить, какие шаги нужно предпринять, чтобы граждане с невысоким уровнем дохода могли использовать более широкий ассортимент финансовых продуктов и услуг с должным качеством, и какие меры потребуются по усилению их защиты», — пояснили в пресс-службе ЦБ.
Регулятор предлагает внедрить принципы ответственного кредитования, создать условия для защиты этой категории населения от спонтанных финансовых решений, повысить ценовую доступность финансовых продуктов и услуг. Последнее предложение требует комплексного подхода, который предполагает повышение уровня финансовой и цифровой грамотности, дестимулирование роста кредитной нагрузки и формирование ответственного финансового поведения.
Комментарии по проекту ЦБ будет принимать до 10 октября.
Как писал Expert.ru, доля заемщиков с показателем долговой нагрузки выше 80% в начале пандемии была на уровне 23%, а по итогам второго квартала текущего года выросла до 30%. Глава Центробанка Эльвира Набиуллина призвала ужесточить на законодательном уровне порядок расчета полной стоимости кредита по всем видам ссуд, включив в него стоимость дополнительных услуг.
Для борьбы с необеспеченным кредитованием Набиуллина также попросила наделить Центробанк полномочиями по установлению количественных ограничений на предоставление рискованных потребительских кредитов, «при этом банки не будут замораживать капитал, как в случае с надбавками, а смогут использовать этот капитал для наращивания ипотеки и корпоративных кредитов», пояснила она.