Кризис на энергетических рынках обострил дискуссию о том, какой вид топлива станет преобладать при переходе планеты к чистой экономике. В Германии не хотят отказываться от конкурентных преимуществ в автомобильной промышленности, связанных с наработками в области водородных технологий
Эксперты с большим вниманием следят за «зеленой» революцией на немецких предприятиях. Запрет атомной и угольной энергетики в Германии резко увеличил потребность в природном газе, но компании видят большие перспективы и в водороде. Немецкие автопромышленники хотят сместить крен в сторону нового топлива во многом для того, чтобы противостоять экспансии электрокаров Tesla на европейском рынке. При этом в американской компании крайне скептически относятся к водороду. Однако немецы уверены, что потенциал водорода пока недооценен.
Автоконцерн BMW уже давно работает в этом направлении. В компании уже разработали прототип на базе модели X5 в рамках проекта, который частично финансируется федеральным правительством ФРГ. Выход новых автомобилей на массовый рынок планируется примерно к 2030 году. Вице-президент BMW Юрген Гульднер заявил Reuters, что в 2022 году компания построит испытательный парк и подготовит почти сотню автомобилей в 2022 году.
"Независимо от того, обусловлена ли эта (технология) политикой или спросом, мы будем готовы к выпуску автомобиля (с водородным дигателем - ред.)", - сказал он, добавив, что его команда уже работает над разработкой автомобилей следующего поколения.
"Мы на пороге достижения этой цели, и мы действительно убеждены, что в этом десятилетии увидим прорыв", - отметил он.
В Audi группы Volkswagen также ведутся работы по исследованию водородных топливных элементов. Специалисты также построили несколько прототипных автомобилей. Крупнейшие производители грузового транспорта Daimler AG и Daimler Truck тоже считают водород перспективным топливом, так как батареи электрокаров слишком тяжелые для дальних поездок. Даже крупнейший немецкий военный концерн Rheinmetall начал сотрудничать с новым Центром инноваций и технологий, который находится в земле Северный Рейн-Вестфалия, для производства топливных водородных элементов.
С другой стороны, у водородного есть существенные недостатки. Технология топливных элементов, при которой водород проходит через катализатор и производит электричество, сегодня слишком дорога для массового производства. И хотя заправка водородным топливом происходит быстрее, чем зарядка аккумулятора, их строительство также потребует больших затрат. Поэтому даже Юрген Гульднер признает, что без инвестиций будет сложно реализовать автомобили нового типа на потребительском рынке. В 2020 году в Daimler заявили, что свернут производство Mercedes-Benz GLC F-CELL, что только подтверждает неоднозначность перспектив нового топлива.
Надо признать, что в Германии водород пока сильно отстает от технологий, основанных на электрических батареях. В том числе и потому, что немецкая партия Зеленых, которая войдет в правительство ФРГ после недавних выборов в Бундестаг поддерживает электрокары, как самый быстрый способ достижения своей главной цели - декарбонизации транспорта.
Впрочем, зеленые также поддерживают использование водородного топлива для кораблей и самолетов и готовы обеспечить значительные инвестиции в "зеленый" водород, производимый исключительно из возобновляемых источников энергии.
"Водород будет играть очень важную роль в транспортной отрасли", - уверен представитель партии по вопросам транспортной политики в Бундестаге Штефан Гелбхаар,
Политика, однако, может быть непредсказуемой. Следует вспомнить дизельгейт с Volkswagen, случившийся в 2015 году, после которого фактически было свернуто производство автомобилей на дизельным топливе. Некоторые немецкие автопроизводители рассматривают водородные технологии в качестве страхового полиса, учитывая тот факт, что ЕС планирует ввести запрет на автомобили с ВДС уже с 2035 года.
Отдельный вопрос для немецкой промышленности заключается в поиске поставщика водорода. По мнению, немецких политиков в зеленую энергетику в качестве экспортера могла бы интегрироваться Украина. 23 сентября операторы ГТС Германии, Чехии, Словакии и Украины заявили о планах создания водородного коридора. Объемы транспортировки этого вида топлива к 2030 году должны составить до 120 гигаватт-час/в сутки. В чешской Net4Gas рассчитывают на первые результаты сотрудничества уже в конце 2022 года.
Однако в этом секторе ожидается высокая международная конкуренция. В том числе, со стороны России. 5 августа 2021 года Правительство РФ утвердило Концепцию развития водородной энергетики. Среди приоритетных технологий получения водорода специалисты выделили паровую конверсию метана и газификацию угля. При этом Россия намерена развивать и собственный водородный транспорт. 6 сентября завод КамАЗ (входит в ГК «Ростех») представил прототип водородного автобуса на базе электробуса КамАЗ-6282. Развитие производства водородного топлива в России будет целесообразно еще и потому, что в перспективе его можно будет экспортировать в Германию через отводы от двух «Северных потоков».