Трубопровод «Северный поток — 2» готовится вступить в строй. Подошла к концу пятилетняя, полная перипетий эпопея строительства самого длинного в мире газопровода, чьи уникальные конструктивные особенности оказались в тени редких по накалу и откровенности международных споров, сопровождавших строительства почти с самого начала. Об особенностях проекта рассказал Expert.ru один из лучших специалистов в этой области, отметивший — со строительством обоих «потоков» Россия, целиком и полностью самостоятельно завершившая укладку «Северного потока — 2» (спасибо санкциям!), отобрала у Норвегии пальму первенства в технологически сложнейшей сфере подводного трубопроводного строительства
«Северный поток — 2» представляет собой вторую очередь морской части одной из веток системы магистральных газопроводов «Ямал-Европа», проходящую через исключительные экономические зоны и территориальные воды пяти стран: Финляндии, Норвегии, Швеции, Дании и Германии. Своей масштабностью он повторяет «Северный поток» (построен в 2010-2012 годах), немного превзойдя его длинной и оказавшись, таким образом, самым протяжённым в мире подводным трубопроводом: 1234 км («Северный поток» —1224 км).
При этом, в отличие от прежнего лидера в данной области, Норвегии, построившей в 2008 году подводный газопровод длиной 1200 км от своих берегов к побережью Великобритании, «Газпрому» и реализующей проект компании Nord Stream AG 2 предстояло решить дополнительную задачу: обойтись при строительстве без промежуточных компрессорных станций на морском дне, чего та же Норвегия сделать не смогла.
Фактически строительство второго «Северного потока» началось в августе 2016 года, когда Выксунский металлургический и Челябинский трубопрокатный заводы отгрузили первые трубы будущего газопровода. В 2017 начались работы по укладке труб с российской стороны, на южном берегу Финского залива, в районе Усть-Луги. В следующем году началось строительство участка газопровода со стороны Германии.
Историю строительства, которая стала историей преодоления не только естественных технических и природных сложностей, но и огромных — внешнеполитических и вызванных ими незапланированных технических, нужно изучать и рассказывать отдельно. Из-за опасений точечных санкций, годичная эпопея замены трубоукладочных судов швейцарской Allseas российскими «Академиком Черским» и «Фортуной» была максимально скрыта от общественности. О перемещениях этих судов даже российские государственные информационные агентства узнавали из данных интернет-сервисов, отслеживающих перемещения морских судов.
С технической точки зрения, в 2020-м году предстояло переоборудовать суда, одно из которых проделало путь на Балтику с Дальнего Востока — оснастить «Фортуну» системой динамического позиционирования, а «Академика Черского» «научить» укладывать трубы большего, чем он «умел» до этого, диаметра. Где и кем делались эти работы, «Газпром» не афишировал.
Зато можно утверждать, что средствами ведения морского боя трубоукладочные суда не оснащались, а они бы им пригодились. Зимой 2021 года, после долгожданного возобновления в январе укладки труб, в зоне строительных работ мало того, что стали регулярно появляться самолёты-разведчики стран НАТО, туда направились еще и военные корабли. 28 марта в непосредственной близости от наших судов была замечена подводная лодка неизвестной принадлежности. А в начале апреля дело дошло до прямого нападения польских рыболовецких шхун на российских трубоукладчиков методом «навала».
На что был расчет? Что русские ответят на провокации, и это послужит предлогом для очередной остановки строительства? Но мастерство и выдержка наших моряков не позволили довести эти провокации до результата. Да и со стороны ВМС России дали понять, что следят за ситуацией. В итоге, все наваливавшиеся отвалили.
4 июня 2021 года президент Путин сообщил, что укладка первой нитки «Северного потока-2» завершена. 11 июня на ней начались пусконаладочные работы. 28 июля оператор газопровода Nord Stream 2 AG сообщил, что строительство завершено на 99%, и осталось доложить 27 км второй нитки в датских и германских водах.
Сообщалось также, что «Академик Черский» выполнил свою часть работ, и достраивать газопровод продолжит одна «Фортуна». 21 августа это судно вошло в территориальные воды Германии для укладки последних полутора десятков километров второй нитки газопровода.
И в начале сентября, по информации, полученной Expert.ru от Nord Stream 2 AG, завершилось строительство второй нитки газопровода «Северный поток — 2». «6 сентября специалисты трубоукладочной баржи "Фортуна" осуществили сварку последней трубы второй нитки газопровода "Северный поток — 2", после чего труба под номером 200858 будет погружена на дно Балтийского моря в германских водах. Следующим шагом станет осуществление стыковки секции газопровода, идущей от берега Германии, с секцией, тянущейся из вод Дании, методом надводного нахлёста"», — говорится в пресс-релизе оператора проекта «Северный поток — 2».
Было добавлено, что в дальнейшем будут произведены пусконаладочные работы по второй нитке, чтобы ввести газопровод в эксплуатацию до конца нынешнего года. А 8 сентября агентство Bloomberg сообщило, что, по имеющейся у него информации, «Газпром» планирует начать полноценную эксплуатацию «Северного потока — 2» уже 1 октября 2021 года.
«Северный поток — 2», как и его предтеча, «Северный поток», уникален, сказал Expert.ru руководитель кафедры проектирования и эксплуатации газонефтепроводов факультета проектирования, сооружения и эксплуатации систем трубопроводного транспорта РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, Никита Голунов. И в первую очередь, эта уникальность обусловлена самой длиной морского подводного газопровода, а также тем обстоятельством, что при его эксплуатации используется всего одна компрессорная станция для перекачки газа.
«Прежде всего надо сказать, что конструкция морских газопроводов отличается от конструкции газопроводов сухопутных, — рассказал Никита Голунов. — Это отличие состоит в следующем: на суше расстояние между компрессорными станциями, которые осуществляют прокачку газа по магистральному газопроводу, составляет в среднем 100-150 км. Для морских газопроводов такое расстояние может составлять всю длину трубопровода. И если у той же Норвегии получилось протянуть газопровод на 1200 км с одной промежуточной компрессорной станцией посредине пути, то на протяжении всех 1234 км "Северного потока-2" нет возможности — ни технической, ни, к слову, политической — поставить промежуточную компрессорную станцию. Изначально задача этого магистрального газопровода была обеспечить прокачку газа без установки промежуточных компрессорных станций».
Эксперт добавил, что по такому же принципу строился и первый «Северный поток», работающий с одной компрессорной станцией под названием «Портовая», расположенной на российском берегу. «Здесь же мы имеем самый длинный в мире газопровод, проложенный по дну моря, который для перекачки газа по всем своим 1234 километрам использует лишь одну компрессорную станцию, носящую, как известно, имя "Славянская"», — сказал Голунов.
Коснулся собеседник также метода надводного нахлёста, упомянутого в сообщении Nord Stream-2 AG, рассказав о его особенностях. По словам Никиты Голунова, данный метод используется при стыковке труб при глубоком залегании газопровода.
«Надводный и подводный нахлёст — две различные технологии, применяемые при соединении двух участков газопровода. Практически весь газопровод был проведен с российской стороны. Со стороны Германии был построен участок длиной всего 300-350 метров. Конец немецкой трубы был загерметизирован и опущен в море. После подведения российского участка встала задача по их соединению. Технология подводного нахлёста, когда два конца трубы соединяются под водой водолазами, на данном участке стыка была неприменима из-за большой глубины залегания трубопровода. Поэтому был применён метод именно надводного захлёста, надводного соединения», — рассказал Голунов.
По его словам, этот метод проще тем, что работы осуществляются на поверхности, но он и сложнее с другой стороны. «Для этого необходимо идеально выровнять баржу, которая при помощи специальных кранов поднимет с глубины два конца трубопровода и уложит их на платформу. После происходит обрезка труб, обтачивание их кромки и их отцентрирование, затем — сама сварка труб. Для того, чтобы избежать проблем с недостаточностью конечной длины трубопровода его и строят внахлёст, то есть с небольшим запасом. После этого усаживается манжета, на зоне сварного шва, создаётся некий "полимерный чулок", происходит бетонирование данного участка, и вся конструкция аккуратно опускается на дно», — пояснил эксперт.
На вопрос о предполагаемых сроках начла полноценной эксплуатации «Северного потока — 2», о том моменте, когда по трубе пойдёт газ, Никита Голунов ответил, что сроки зависят скорее не от технической стороны дела, а от процессов согласования различных разрешительных документов, в том числе — с европейской стороной.
«Пока сложно ответить на этот вопрос точно, — сказал собеседник Expert.ru. — После окончания строительства газопровода он должен пройти испытания, либо пневмо-, либо гидроиспытания на прочность и герметичность. Далее труба прокачивается технологическим газом, с целью вытеснить воздух. После этого запускается уже природный газ. Сама эта процедура недолгая, но определенное время занимает её подготовка, и подготовка разрешительных документов. Если на этом этапе не возникнет бюрократических проволочек со стороны всех участников проекта, то технологические вопросы тоже будут решены быстро», — объяснил он.
В заключение Никита Голунов выразил мнение, что с завершением строительства «Северного потока — 2» Россия может считаться полноправным лидером в области проектирования и строительства морских газотранспортных систем, лишний раз подчеркнув уникальность реализованного «Газпромом» масштабного проекта.
«Без сомнения, реализация проекта "Северный поток — 2" подтвердила мировое лидерство России и самого "Газпрома" в области строительства морских магистральных газопроводов, — заявил Expert.ru ученый. — Ранее "законодателем мод" считалась Норвегия, но со строительством газпромовских "потоков" мы прочно заняли первое место. Причём, каждый последующий проект "Газпрома" всё мощнее, сложнее и амбициознее. При условии, что при строительстве обоих "Северных потоков" использовались самые новейшие технологические решения, причём, прошедшие все процедуры сертифицирования в профильных европейских организациях, можно сказать, что аналогов "Северному потоку — 2", как, впрочем, и первому "Северному потоку" в мире просто не существует. Они действительно уникальны».