Роспотребнадзор выявил в рознице опасные продукты, произведенные в Китае. В ряде образцов содержание запрещенных компонентов превышало норму в пять раз.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека опубликовала сообщение, согласно которому в обороте пищевой продукции в РФ были выявлены товары, которые были произведены в КНР и реализовывались с нарушениями требований законодательства. В ряде продуктов, заявили в ведомстве, были обнаружены запрещенные компоненты.
В частности, в пищевой продукции «Лапша кукурузная сублимированная» (изготовитель Yanbian Alali Food Co), «Вермишель кукурузная» (изготовитель Anhui WangRenhe Rice Noodle Food Co.), «Чипсы кукурузные» (изготовитель HK Pocky Food Co., Ltd), «Яйцо с десертом из шоколадного крема и печенья с игрушкой-сюрпризом внутри» (изготовитель Guangdongfunway Food Cо.) обнаружены ДНК генетически модифицированной кукурузы и ДНК генетически модифицированной сои в количестве более 0,9%.
Как отметили в Роспотребнадзоре, содержание запрещенных компонентов в некоторых образцах превышено в пять раз. При этом на маркировке продукции информация о содержании генетически модифицированных компонентов отсутствует. Решением ведомства ввоз такой продукции в страну запрещен – с целью недопущения возникновения и распространения массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения РФ. Запрет продлится до особого распоряжения, а ситуация остается на особом контроле Роспотребнадзора.
Генетически модифицированные организмы (ГМО) широко используются сегодня при производстве продуктов питания во всем мире, напоминает преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами Валерий Корнейчук. ГМ-сорта кукурузы, сои, масличного рапса и хлопка активно культивируются в ряде стран (получаемая продукция поставляется на мировой рынок), а ГМ-сорта картофеля, риса, тыквы и сахарной свеклы уже появились на рынке либо находятся на различных стадиях испытаний.
Создание ГМО позволяет повысить урожайность и продуктивность сельскохозяйственного производства, повысить питательную ценность продуктов и снизить объемы используемых при их производстве пестицидов. Вместе с тем, отмечает эксперт, использование ГМО может представлять потенциальный риск для здоровья и развития человека. Многие гены, используемые при создании ГМО, ранее никогда не входили в состав продуктов питания.
Генетически модифицированные микроорганизмы используются при производстве, например, значительного количества сыров и йогуртов, продолжает эксперт. И в каждой стране путь к коммерциализации ГМО разный. Но хотя допуск к продаже и культивированию предусматривает разные процедуры, основаны они на общих принципах: безопасности и праве выбора. В соответствии с первым принципом продукт должен быть безопасным и не представлять угрозы здоровью людей или животных. Второй утверждает право выбора: подразумевается, что производитель должен иметь возможность производить продукцию без использования генной инженерии.
Исполнение второго принципа обеспечивается соблюдением правил маркировки продукции и процедурой отслеживания использования ГМО на стадиях производства. Маркировка является важнейшим обязательным элементом использования ГМО в производстве продукта. При пересечении таможенных границ стран ЕАЭС, например, продукция проходит обязательную сертификацию согласно техническим регламентам (ТР) таможенного союза ЕАЭС. Для продуктов питания, например, требуется, чтобы доля ГМО в составе пищевых продуктов была в обязательном порядке задекларирована и маркирована.
На территории РФ действует система оценки безопасности ГМ-продукции при ее допуске на продовольственный рынок и в пищевую промышленность, а также требования к маркировке продуктов с применением технологий генной модификации. При содержании ГМ-компонентов более 0,9% от состава, на этикетку товара в обязательном порядке наносится соответствующая маркировка.
Роспотребнадзор вправе проверить соответствие документов, представленных вместе с грузом, на наличие маркировки и правильности отражения процентов содержания количества разрешенных компонентов в продукции. При обнаружении несоответствия маркировки и предельной нормы содержания отдельных компонентов информация оперативно передается в таможенные органы для внесения продукции в перечень рисковой и возможной приостановки ее ввоза. Что, собственно, и произошло с китайскими продуктами.
Сегодняшняя ситуация с китайскими поставщиками носит не массовый, а скорее частный характер, и связана она, скорее, со злоупотреблениями или невнимательностью отдельных производителей, полагает шеф-аналитик TeleTrade Пётр Пушкарёв. Возможно, кто-то из менеджмента компаний мог решить сэкономить на сырье в условиях нынешних сверхвысоких мировых цен на продукты питания. Но всё могло быть и результатом обычного недосмотра, а не злого умысла.
Вероятно, предполагает эксперт, продукты эти проверялись ранее, но избытка запрещённых компонентов в них не находили. Причины могут быть самыми разными и не обязательно системными. Инициатива замены ингредиентов для производства конкретной партии могла возникнуть, например, из-за банальной задержки с поставкой заказанного к сроку пищевого сырья, и производитель посчитал нарушение норм ГМО более допустимым, чем срыв срока отгрузки готового товара.
Сейчас транспортные и логистические проблемы участились: с перевозками ажиотаж, цены быстро меняются, темп ускоряется, и многие рутинные решения принимаются буквально на ходу, констатирует Пушкарёв. Все спешат отбить растущие с каждым днём издержки производства и доставки, поэтому нельзя исключать вариант неосознанной ошибки.
Так или иначе, усиливать контроль необходимо, но далеко идущих выводов о качестве поставок из Китая в целом делать не стоит, считает эксперт. Уровень контроля за качеством продуктов в самом Китае сегодня на порядок выше, чем был буквально 10-15 лет назад. Во всяком случае, уверен Пушкарёв, вопросы контроля качества поставлены сейчас в Китае лучше, чем во многих других странах, причем не только азиатских, откуда в Россию поступают готовые продукты питания.
Системная работа по выявлению продуктов с нарушениями заявленного состава ведётся, причем вне зависимости от того, отечественная это или же импортная продукция. Причина проста: достаточно усилить контроль за импортом, как тут же в отсутствие конкуренции расслабляются местные нарушители. Так или иначе, каких-то специальных репрессий или санкций с ужесточением стандартов качества при ввозе из Китая ждать вряд ли стоит, говорит аналитик.
Но сегодняшний сигнал наверняка будет услышан представителями китайской отрасли, которые и сами инициируют разбирательство, так как заинтересованы в долгосрочных поставках на огромный и важный для них российский рынок, уверен Пётр Пушкарёв. Да и в России, по его словам, понимают, что запрет на поставки товаров из перечисленного узкого ассортимента не может быть вечным. Спрос на такую продукцию в России есть, и он достаточно велик
Среднестатистический россиянин, особенно из небольшого городка, а всё чаще уже и менеджер среднего звена в столицах, увы, при всём желании просто не могут себе позволить переплачивать за более качественную еду и довольствуется тем, что соответствует состоянию кошелька. Увы, говорит Пушкарёв, но мы сами, не желая того, позиционируем себя по уровню доходов как страна третьего мира, в которую можно поставить на худой конец и не самые качественные по составу, а то и вредные для здоровья пищевые продукты по сходной цене. В ту же Европу поставляется масса китайских продуктов питания, но к их отбору по ассортименту всё-таки куда более тщательно подходят и европейские закупщики, и китайские поставщики.