Решить проблему пьяных водителей в России помогут большие штрафы и ответственность пассажиров – Дмитрий Давыдов
Россиян за управление автомобилем в нетрезвом виде могут пожизненно лишить водительского удостоверения, а также права на управление другими видами транспорта. До 1 ноября федеральные ведомства должны представить предложения по введению уголовной ответственности для водителей, севших за руль в состоянии алкогольного опьянения. Соответствующее распоряжение дал на этой неделе вице-премьер Марат Хуснуллин.
Тема пьяных водителей за рулем для российского общества не нова, и она давно требует решения: еще в начале 2021 года предприниматель Дмитрий Давыдов изложил свое видение решения этой проблемы в проекте «20 идей по развитию России».
Вопрос безопасности на дорогах вновь привлек внимание после заявления президента РФ Владимира Путина. Глава государства отметил, что мы не можем терять в автокатастрофах столько же людей, как при военных действиях. По его словам, к решению вопроса стоит подходить комплексно и помимо поправок в законодательство, нужно уделить внимание ремонту транспортной инфраструктуры, оперативной работе санитарной авиации и оказывать помощь людям в первый час после аварии.
По данным вице-премьера Хуснуллина, которые он озвучил газете «КоммерсантЪ», 88% всех смертей в ДТП из-за нетрезвого вождения связаны с тем, что у водителя обнаруживают более одного промилле алкоголя в крови. При это норма алкоголя в крови не должна превышать более 0,16 мгл или 0,356 промилле на литр выдыхаемого воздуха, а при сдаче крови – не более 0,3 промилле или 0,135 мглна литр крови. По мнению вице-премьера, необходимо ужесточить ответственность вплоть до уголовной. Согласно поручению, ведомствам необходимо проработать единый механизм, который будет предусматривать лишение прав на вождение не только автомобиля, но и самоходного (спецтехника), водного, авиационного и железнодорожного транспорта.
Помимо этого, нарушителей будут ограничивать в праве на владение, ношение и хранение огнестрельного оружия. Также нетрезвых водителей будут в обязательном порядке ставить на учет в наркодиспансеры. Лишить прав пожизненно могут тех, кто оказался в нетрезвом виде повторно.
Японии за последние годы удалось снизить число ДТП на дорогах, при том, что количество автомобилей в стране стремительно растет. Это произошло благодаря ужесточению закона за нарушение правил дорожного движения.
С начала 2000-х и по 2019 год в Стране восходящего солнца смертность на автодорогах снизилась на 62%. В 2019 году этот показатель составил 3,1 на 100 тыс. человек, в то время как в Евросоюзе – 5,12, а в России – 11,63. Нетрезвых водителей в Японии в пять-шесть раз меньше, чем в России. Высокие штрафы мотивируют японцев соблюдать правила: за вождение в нетрезвом виде предусмотрен штраф до одного миллиона йен (650 тысяч рублей) и до пяти лет тюремного заключения в зависимости от уровня алкоголя в крови.
Наказание за нетрезвое вождение получает не только водитель, но и пассажиры. В Японии штраф за езду с нетрезвым водителем может составлять до пяти тысяч долларов, а также такая поездка может грозить тюремным сроком до трех лет. Наказание может понести даже сотрудник магазина или бармен, если он продаст алкоголь, зная, что клиент за рулем. Поэтому не удивляйтесь если в японском ресторане у вас спросят приехали ли вы на авто и как собираетесь добраться обратно. Дмитрий Давыдов предлагает взять пример со Страны восходящего солнца.
По итогам 2020 года, согласно статистике ГИБДД, каждое седьмое ДТП в России произошло из-за пьяных водителей, а каждый шестой участник аварии погиб в подобных происшествиях. Повышение суммы штрафа за нетрезвое вождение – с 30 до 100 тысяч, а также увеличение срока лишения прав с полутора-двух лет до трех лет поможет снизить случаи вождения в состоянии опьянения, считает Давыдов. Такое же наказание автор предлагает установить для тех, кто передал руль нетрезвому водителю. В случае, если выпивший водитель сел за руль, не имея прав, предлагается увеличить срок административного ареста с 10–15 дней до 30 суток и поднять штраф до 100 тыс. рублей. Такие изменения послужат серьезной предупредительной мерой и сократят случаи нарушения закона, уверен Давыдов, поскольку кроме лишения прав нарушители получать значительный финансовый ущерб.
Из новых мер автор предлагает ввести ответственность для пассажиров, севших в автомобиль к нетрезвому водителю, независимо от того был ли пьян пассажир. Внедрение такой ответственности необходимо поскольку, садясь в машину к пьяному водителю, пассажиры поощряют правонарушение. Они подвергают свою жизнь и здоровье опасности, а не отговорив выпившего водителя садиться за руль, становятся соучастниками преступления, считает автор идеи. Отдельно Давыдов прописывает ответственность пассажиров общественного транспорта. Для них должна быть возможность избежать наказания, поскольку они могут не знать, что водитель употребил алкоголь. Это будет мотивировать граждан садиться в автомобиль только к трезвому водителю и отговаривать садиться за руль выпивших граждан, уверен автор. На данный момент ответственность предусмотрена только за передачу транспортного средства пьяному водителю.
Некоторые страны предлагают необычные наказания за нарушения, связанные с вождением в нетрезвом виде. Так, в Сингапуре помимо штрафа в 30 тыс. долларов и тюремного наказания за езду в пьяном виде предлагают бить палкой провинившихся водителей. Причем орудие должно быть не менее 1 сантиметра толщиной и не менее 1 метра длиной. Пьяной ездой считается вождение с 0,8 промилле алкоголя в крови – это одно из самых суровых требований в мире. Однако чаще всего такие водители лишаются прав и оплачивают штраф до пяти тысяч долларов. Строгость наказания в этой стране зависит от степени опьянения.
В Турции водители, попавшиеся пьяными за рулем, лишаются прав на срок от полугода и платят штраф, а в некоторых регионах страны нарушителей в наказание заставляют пройти 30 километров пешком до полицейского участка.
В Малайзии в тюрьму могут посадить не только пьяного водителя, но и его родственника – мужа, жену или другого члена семьи, даже если он не был в момент задержания в автомобиле.
Автор проекта надеется на то, что государство обратит внимание на его инициативы и поддержит их на законодательном уровне.