Японский лидер считает, что экономическая программа предшественника не решила главную задачу – не обеспечила устойчивый рост третьей экономики планеты.
В своем первом же, пожалуй, большом интервью зарубежному изданию – Financial Times (FT) новый премьер-министр Японии Фумио Кисида решил расставить все точки над «i». Он заявил об отходе от ошибочной, по его мнению, абэномики, обширной программы экономического развития, разработанной экс-премьером Синдзо Абэ и продвигавшейся им почти десятилетие.
Неолиберальный фундаментализм, уверен Кисида, не сумел решить главную задачу – обеспечить японской экономике устойчивый рост. Новый лидер Страны восходящего солнца согласен с необходимостью реформы системы регулирования, но намерен проводить ее с акцентом на сужение разрыва между бедными и богатыми.
В Японии, напомним, неолиберализм чаще всего подразумевает реформы 90-х и нулевых годов и, в первую очередь, дерегуляцию, приватизацию и реформы на рынке труда, а не ужесточение фискальной политики и сокращение расходов правительства.
«Абэномика повысила ВВП, прибыль корпораций и зарплаты людей,- признал Фумио Кисида,- но она не сумела создать «благотворный цикл». Я же хочу создать благотворный цикл в экономике за счет повышения доходов не какого-то одного сегмента общества, а более широкой группы людей».
Открытая критика Синдзо Абэ, конечно, вещь рискованная, но риск в данном случае оправдан, потому что первое же испытание, причем, крайне важное, ждет Фумио Кисиду уже через две недели, в последний день октября, когда на Японских островах пройдут внеочередные парламентские выборы. Согласно последним опросам рейтинг нового премьера сейчас лишь немного превышает 50%, т.е. значительно ниже, чем у подавляющего большинства его предшественников на посту главы правительства Японии. Это значит, по мнению большинства политологов, что его «медовый месяц» будет очень коротким.
Кисида уже нарушил одно из своих главных предвыборных обещаний – поднять налог на прибыль компаний. Его остановило резкое падение акций японских компаний на фоне опасений, что повышение налога убьет совсем недавно возродившийся интерес индивидуальных внутренних инвесторов к экономике Страны восходящего солнца.
Новый премьер призвал работодателей повышать зарплаты своим сотрудникам и, в первую очередь, медсестрам и работникам по уходу. Он также призывает расширить и углубить сотрудничество между государством и частным сектором для укрепления стратегических активов и получения современных технологий, например, производство чипов и редкоземельных металлов.
«При рассмотрении вопроса о дальнейшем росте необходимо иметь в виду, что экономика должна быть самодостаточной,- считает премьер Кисида.- Японии необходимы технологии, которые позволят обезопасить цепочки поставок».
Фумио Кисида также первый раз, по крайней мере, публично заявил о возможной смене акцентов в реформе корпоративного управления, которая была основой абэномики наряду с агрессивным смягчением монетарной политики и программами финансовой поддержки экономики.
Первые законы о корпоративном управлении Япония приняла еще в 2015 году, но сейчас, по словам Кисиды, необходимы отдельные законы для малых и средних предприятий и компаний, потому что их деятельность сильно отличается от деятельности крупных фирм.
Бизнес-сообщество особенно не скрывает скептического отношения к экономической программе нового лидера Японии. Главный довод бизнесменов состоит в том, что Япония не смогла выйти из дефляции и открыть свой сильно зарегулированный внутренний рынок даже за без малого 9 лет абэномики, которая, между прочим, пользовалась сильной поддержкой общества.
Геополитическая обстановка сейчас тоже явно хуже, чем была у Синдзо Абэ. Китай с каждым днем становится все сильнее и напористее. Проблемы, стоящие перед японской экономикой, многократно усилил кризис с глобальными цепочками поставок, спровоцированный коронавирусной пандемией.
Отвечая на вопрос о новом трехстороннем стратегическом партнерстве по безопасности между США, Австралией и Великобританией, направленном против Пекина, Фумио Кисида подчеркнул, что Япония к нему присоединяться, по крайней мере, пока не собирается.
Однако он тут же добавил, что с учетом важности стабильности региона для стабильности всей планеты американские и европейские страны должны активнее участвовать в укреплении стабильности Индо-Тихоокеанского региона.
Здесь следует заметить, что Фумио Кисида возглавил в свое время фракцию Либерально-демократической партии (LDP) с очень мирными намерениями и планами по отношению к Китаю. Однако возглавив правительство, он заговорил о необходимости усиления ракетной программы и вообще вооруженных сил Японии в целом. Впервые LDP включила в предвыборную программу пункт о двукратном увеличении расходов на оборону, что является несомненным нарушением давней традиции внутренней политики Страны восходящего солнца – военный бюджет не должен превышать 1% от ВВП.
«На экономическом фронте необходимо стабилизировать отношения с Китаем,- заявил в интервью FT Фумио Кисида, но тут же добавил, что «странное поведение» Пекина в последнее время заставляет Токио относиться к соседу с большой осторожностью.