За полтора-два года АО «Волга» намерено увеличить производство легких и ультралегких видов тестлайнера и флютинга на 50%
АО «Волга» инвестирует в производство тарных бумаг и картонов в Нижегородской области свыше пяти миллиардов рублей. Договор о поставке основного технологического оборудования для ЦБП австрийской фирмой Andritz был подписан в середине августа 2021 года. О ходе работы в рамках первого этапа приоритетного стратегического развития предприятия, о планах развития в России и о перспективах рынка тарных картонов в целом «Эксперту» рассказал генеральный директор АО «Волга» Сергей Пондарь.
— С чем была связана необходимость расширения объемов производства именно тарных бумаг и картонов?
— Первая задача, которая стояла перед нами, — задача диверсификации. Мы хотели от монопродукта перейти на многопродуктовый портфель, чтобы иметь возможность соблюсти баланс между теми рынками, которые сегодня растут, и теми, которые падают. Если ранее «Волга» была производителем только газетной бумаги, то уже к третьему кварталу 2020 года более 50 процентов нашего продуктового портфеля составила упаковочная бумага.
Например, рынок газетной бумаги сейчас снижается. Однако он остается очень интересным, и мы намерены на нем развиваться с перспективой на дальнейший рост. Диверсификация же позволит нам не зависеть от одного рынка, тем более падающего. И второй важный момент, который мы учитывали, — это необходимость сбалансировать свои мощности с потребностями рынка.
Поэтому, произведя необходимые исследования, мы пришли к выводу, что рынок легких и ультралегких тарных бумаг — достаточно новое слово в номенклатуре. Был выполнен анализ рынка упаковочных бумаг, ситуации в e-commerce, и сделан вывод: тарные бумаги, в частности легкие и ультралегкие, будут расти быстрее всего.
И последние два года это подтвердили. Мы видели, особенно во время пандемии, взрывной спрос на бумагу, взрывной спрос на упаковку, потому что люди стали больше покупать через интернет. Такая ситуация, кстати, наблюдается и в Китае, и в Европе. И, естественно, в России. Рынок гофроупаковки России относительно небольшой, но очень интенсивно развивающийся. Только за последние два года спрос на гофроупаковку возрос более чем на 10 процентов, и мы оцениваем потенциальный рост не менее чем в 8‒12 процентов.
За последние два года перешли на многопродуктовый портфель, газетная бумага в нем занимает 30‒40 процентов, а в некоторые периоды даже свыше 50. То есть более 50 процентов — это тарные виды бумаг. Мы наладили выпуск нишевых продуктов, таких как интерлайнер (бумага для средних слоев пятислойного картона), бумага с внутримассной проклейкой, пухлая бумага для печати книг.
И техническое перевооружение комбината, которое мы планируем, весь прирост мощности, который мы осуществим, будет приходиться на тарные виды бумаг. Впрочем, мы понимаем, что в относительном выражении, конечно, доля этой бумаги в выпуске будет падать, а выпуск тарной бумаги — увеличиваться. Те 140 тысяч тонн мощности, которых мы планируем достичь дополнительно к 2025 году, полностью придутся на тарные виды бумаг.
В рамках стратегического инвестиционного плана 2022 год в части продаж тарных бумаг и картонов должен заложить фундамент для вывода на рынок продукции с бумагоделательной машины № 6 и роста объемов тарных бумаг и картонов в продуктовом портфеле до 70‒80 процентов.
Ввод в эксплуатацию линии макулатурной массы и перепрофилированной бумагоделательной машины запланирован на март 2023 года. После оптимизации и пуска БДМ № 6 производство бумажной продукции АО «Волга» возрастет с 320‒330 тысяч тонн в год до 370‒380 тысяч тонн к концу 2023 года, а в 2024 году будет увеличено до 470 тысяч тонн.
— Какой эффект — экономический, социальный — ожидается от реализации проекта?
— Подписав договор с компанией Andritz, мы приступили к реализации первого этапа приоритетного стратегического развития АО «Волга», направленного на расширение производства тарных бумаг и картонов, увеличение производственной мощности по переработке сырья и повышение энергоэффективности предприятия.
Закупка у Andritz линии подготовки макулатурной массы с барабанным роспуском и перепрофилирование БДМ № 6 позволит производить новую продукцию высочайшего качества: массой от 65 до 120 граммов на квадратный метр с внутримассной и поверхностной проклейкой, с возможностью управления свойствами продукции в зависимости от требований потребителя. Это сделает АО «Волга» еще более серьезным игроком на рынке тарных бумаг как в России, так и за рубежом, в особенности в Европе.
Конечно, расширение производства — бизнес-проект. В первую очередь мы говорим об увеличении объемов выпуска, что положительно скажется на наших расходах, снизится нагрузка на инфраструктуру, а себестоимость будет ниже за счет увеличенного объема производства. Главный аспект заключается в том, что мы будем больше производить, и производить то, что востребовано на рынке, то, что пользуется хорошим спросом.
С точки зрения социальной расширение производства тарных бумаг и картонов означает более 300 новых рабочих мест. Это, безусловно, важный аспект для Нижегородского региона. Кроме того, это означает увеличение налоговых платежей. Мы также ведем сегодня много переговоров для поддержки инвестиций в производство, которые мы планируем. Новый проект значительно снизит экологическую нагрузку в регионе присутствия за счет дальнейшего внедрения «зеленых» технологий.
— Известно, что новый проект реализуется в рамках стратегии «Развитие-2023». Расскажите подробнее о стратегии, зачем она была создана, как АО «Волга» ее выполняет?
— Стратегия «Развитие-2023» подразумевает организацию производства не просто тарных видов бумаги и картона для изготовления слоев гофроупаковки, а легких и ультралегких видов тестлайнера и флютинга, которые сегодня всё более востребованы в связи с бумом электронной торговли и доставки. Через полтора-два года мы увеличим их производство на 50 процентов.
Стратегия предусматривает модернизацию всего предприятия, начиная с производственных мощностей и заканчивая логистикой и IT-инфраструктурой. Одно из основных направлений — сохранение конкурентных позиций в себестоимости за счет полного обеспечения предприятия собственной электроэнергией в текущий момент и в будущем. Все вновь создаваемые и модернизируемые мощности будут отвечать самым современным требованиям в соответствии с наилучшими доступными технологиями.
Безусловно, реализуемая нами программа развития — одна из самых масштабных в лесопромышленном секторе не только Нижегородской области, но и России, и требует как серьезных вложений компании, так и поддержки со стороны правительства региона. Первый этап этой программы уже стартовал и станет фундаментом для продолжения разработки последующих этапов развития АО «Волга». Все инвестиционные проекты, которые компания реализовывала за последние два десятилетия, всегда находили поддержку у администрации Нижегородской области, и мы рассчитываем на поддержку в обеспечении нашего крупного инвестпроекта лесными ресурсами и на этот раз.
— Комментируя реализацию проекта, вы заявляли, что для этого потребуется увеличение расчетной лесосеки в два раза. Насколько это реально, решается ли этот вопрос?
— Важно отметить, что мы полностью завершили первый этап проекта. Он первый для нас, но первый он также и для Нижегородской области. И пока единственный в регионе инвестиционный проект в области лесопереработки. Мы его закончили успешно, выполнили все требования, которые нам предъявлялись как от региональной, так и от федеральной власти.
И такое положение дел работает на нас, помогает в создании и реализации бизнес-планов. Мы подали заявку на участок, который хотели бы получить для реализации проекта. Начинаются переговоры, и хотя об этом пока рано, наверное, говорить, но мы видим достаточно хорошую реакцию и поддержку со стороны областного правительства, всех подразделений, которые вовлечены в этот процесс.
— Несколько слов об экспорте. Планируется ли наращивать поставки за рубеж? В какие страны? Какого эффекта вы ожидаете в результате?
— Мы сбалансированно будем подходить к поставкам на внутренний рынок и на и экспорт, чтобы хеджировать риски изменения курса рубля и экономики как в России, так и в других странах. Мы видели за последние три года довольно серьезные изменения как по ценам, так и по маржинальности продукции. И если говорить о поставках нашим компаниям, то тут существуют преимущества в логистике по сравнению с экспортными поставками, важное преимущество долгосрочных взаимоотношений, которые можно наладить с нашими потребителями в России.
С точки зрения будущих мощностей мы также будем взвешенно подходить к росту, который происходит на российском рынке. Не скрою, у нас хорошие планы в отношении увеличения доли России в нашем портфеле благодаря мощностям, которые мы планируем к запуску в 2023 году. Пока мы говорим о том, что минимум 30 процентов того, что мы станем выпускать, станем направлять на наш внутренний рынок. Но это будет зависеть от конъюнктурных предложений на нем, насколько Россия по ценовому предложению будет конкурировать с экспортом. Под экспортом мы понимаем в первую очередь Китай, который развивается очень активно и прирастает в год не одной бумагомашиной, фактически сотнями тысяч тонн. Для нас это новый рынок — и географически, и с точки зрения продукции. В Китай мы экспортируем низкограммажные виды бумаг, интерлайнер и небольшое количество флютинга.
Второе направление, важное для нас, — это рынок Европы, который мы начинаем развивать довольно активно уже сегодня, с сегодняшней буммашиной № 5 и с тем качеством, которое она производит. Что касается тестлайнера и флютинга высоких граммажей, то их мы поставляем как раз в основном в Европу. Еще один наш приоритет в Европе — расширять присутствие не только с газетной бумагой, но и с новыми упаковочными видами продукции. Европейские производители гофроупаковки проявляют все больший интерес к нашей легкограммажной бумаге.
И третье направление — страны Африканского континента и Юго-Восточной Азии. В Африке в текущем году мы укрепили свои позиции в традиционных странах нашего присутствия, таких как Кения, Гана, Танзания. Дополнительные возможности связаны с участием в государственных тендерах в Эфиопии, где мы традиционно представлены как регулярный поставщик с хорошей репутацией. В части тарных видов бумаги и картона необходимо сохранить присутствие с нашими ультралегкими продуктами (40‒55 граммов на квадратный метр с бумагоделательной машины № 8), прежде всего в Китае.
— Намерены ли вы развивать проект? Куда будете двигаться дальше?
— У нас произошло достаточно много изменений за последние десять месяцев. Самое главное — это рынки тарных видов бумаги, в России в первую очередь. Мы увидели много возможностей для нас. И начиная перерабатывать тарную бумагу здесь, наращивать эти возможности, начали задумываться над дополнительными возможностями для «Волги».
Но это только первый этап. В проработке у нас сегодня находятся еще четыре этапа. В целом же мы пока ориентируемся на пять этапов. И параллельно мы рассматриваем еще три варианта развития. Они взаимодополняющие. Прорабатывая их, мы понимаем приоритетность, определяем, какой проект станет следующим. Большого секрета не открою, если скажу, что мы рассматриваем увеличение производительности и изменение номенклатуры тарных бумаг, улучшение обработки бумаги, повышение ее качества и тем самым дальнейшую диверсификацию нашего продуктового портфеля.
Внутри этого направления мы будем изучать нишевые продукты — жиростойкую бумагу, бумагу для упаковки продуктов. Но это небольшие сегменты с точки зрения общих объемов, хотя они интересны. Вот что мы собираемся сделать. Это дополнительные объемы по отношению к тому, что мы сегодня говорим, около 140 тысяч дополнительных тонн. В проработке у нас находятся вполне осязаемые еще как минимум 100 тысяч тонн в год с потенциальным выходом на отметку 200 тысяч тонн в год. Но это уже десятилетняя программа.