В московском метро запустили поезд «Моспром», посвященный вкладу столичных промышленников в исследование космоса. Передвижная выставка напомнит историю отечественной космонавтики и расскажет о новых интересных фактах.
14 октября на Арбатско-Покровской линии московского метрополитена запустили тематический поезд «Моспром-Космический». Проект, созданный при поддержке Госкорпорации «Роскосмос», приурочен к 60-летию первого полета человека в космос и Дню Московской промышленности. В поезде размещена выставка из более чем 200 фотографий рассказывающих пассажирам историю отечественной космонавтики: спутниках, ракетах и пилотируемых полетах, а также вкладе столичных промышленников в освоение космоса. Поезд будет курсировать в метро полгода. Состав познакомит жителей и гостей столицы с историей, современностью и планами на будущее отечественной космонавтики.
В передвижной выставке в московском метрополитене приняли участие более 40 столичных предприятий, НИИ и крупнейшие организации ракетно-космической отрасли. Как рассказал руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы Александр Прохоров, каждое предприятие давало какую-то часть своей информации, делилось архивными данными и вносила свои идеи для компоновки этого поезда. Сам формат поезда тоже был выбран неслучайно: «Каждый год несколько миллионов человек спускается в подземку, и для нас такой формат — это канал, с помощью которого мы можем рассказать не в общем об обрабатывающей промышленности, а о конкретных отраслях и предприятиях. Поскольку этот год юбилейный для космической отрасли, мы решили посвятить этот поезд космосу», — пояснил Прохоров.
Кроме того, в 2021 году холдинг «Российские космические системы» (РКС) отмечает 75-летие. Отсчет своей истории московские предприятия РКС ведут со дня основания в столице Научно-исследовательского института 885, созданного постановлением Совета министров СССР в 1946 году. Это событие положило начало становлению и развитию космического приборостроения России. С того момента уже сменилось три поколения инженеров – но до сих пор, Москва – мировой лидер космического машиностроения.
Москва была и остается центром ракетно-космической отрасли нашей страны. Здесь работает 42 профильных предприятия, которые внесли и вносят неоспоримо огромный вклад в покорение космоса и выход человечества на новую ступень развития. История многих из этих научно-производственных центров насчитывает более ста лет.
Отрасль дает работу более 52 тыс. человек в городе, а Москва во-всем мире славится научным потенциалом в космическом машиностроении.
При этом, «космос» тянет за собой много «отраслей-сателитов». Это и фундаментальное направления связанные с развитием науки, а есть предприятия, которые поставляют компонентную базу и различные готовые механизмы, части ракет и спутников. Все это со временем «приземляется» и начинает работать и на гражданку.
Например - ГНЦ ФГУП «ЦНИИчермет им. И. П. Бардина» с момента создания в 1944 году разработал более 500 марок сталей и сплавов, в том числе уникальный материал с памятью формы для автоматического раскрытия спутниковых антенн космических кораблей и накопителей механической энергии в космических летательных аппаратах. Многие из этих видов сталей сегодня используются и в гражданском машинострениие.
Полимерные композиционные материалы начали применять в космосе с 1970-х годов. В СССР уникальные углепластики создавал столичный Всероссийский НИИ авиационных материалов (ВИАМ). Из этих материалов изготовлялись зеркала антенн, штанги, элементы интерьера, платформы для установки приборов и спецаппаратуры, обтекаемые днища спускаемых аппаратов. А спустя несколько десятилетий – полимеры плотно вошли в нашу жизнь и повсеместно используются в быту.
60 лет назад, 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый полет за пределы планеты Земля, но мало кто задумывается о том, что за этим событием также стоят тысячи московских ученых, инженеров, конструкторов, механиков и других специалистов ракетно-космической отрасли. В поезде полету Гагарина посвящен отдельный вагон. Здесь собраны как фотографии легендарного космонавта, так и интересные факты о специалистах и предприятиях, которые помогли обеспечить безопасный пилотируемый запуск в космос.
Безопасность полета Юрия Гагарина зависела от правильной работы сотен приборов. Почти триста из них были созданы в столичном НПО «Наука», и все сработали без сбоев. Среди них была и первая в мире система жизнеобеспечения корабля, рассчитанная на 12 человеко-суток, с запасом кислорода, воды и пищи.
Другая новация- телеметрическая система «Трал-К» во время первого полета Юрия Гагарина записала на магнитную ленту все данные полета — физические параметры космонавта, информацию систем жизнеобеспечения, всех систем и агрегатов, ориентации. Разработали «Трал» в столичном Особом конструкторском бюро МЭИ.
Аппаратуру для радиотехнической, автономной и радиотелеметрической систем управления ракеты-носителя «Восток», разработали в столичном НИИ-885 (сегодня — холдинг «Российские космические системы»). Дублирующей системой управления космического корабля «Восток» стал электромеханический таймер — в его основе находился часовой механизм. Уникальное устройство изготовили в цеху мелких серий Первого Московского часового завода, преемник которого сегодня - «Полет-Хронос».
Жаропрочные материалы и теплозащитные покрытия космического корабля «Восток», в том числе «соты» на основе пропитанной полимерами стеклоткани, для первого полета человека были разработаны и созданы столичным Всероссийским НИИ авиационных материалов (ВИАМ).
Все десять вагонов тематического поезда посвящены разным космическим программам: пилотируемая космонавтика, искусственне спутники, изучение дальнего космоса и многое другое. Среди них — вагоны о спутниках, о Луне, о «Буране»; о работе столичных предприятий, обеспечивающих функционирование космодромов, и о последних разработках отечественной космонавтики, таких как беспилотный корабль «Орел». Этот перспективный транспорт нового поколения будет доставлять людей и грузы, в том числе к Луне. Многоразовый корабль сможет перевозить почти полтонны груза и экипаж из четырех человек. Блок электроники для аккумуляторной батареи на спускаемый аппарат «Орла» создает московское АО «Авэкс» — разработчик систем электроснабжения космических аппаратов и электронных системы управления авиадвигателями.
В третьем вагоне пассажиры смогут познакомиться с дистанционно управляемым самоходным аппаратом-планетоходом «Луноход-2», который проехал 42 км по поверхности Луны, и его предшественником «Луноходом-1», сделавшим более 20 тыс. снимков естественного спутника Земли. На внешней поверхности «Лунохода-1» впервые использовалась самая востребованная краска в космосе — белая акриловая эмаль, покрытие которой позволяет поддерживать нужный температурный режим. Покрытие с термостойкостью 600 °С обеспечило многомесячную работу «Лунохода-1». Разработали краску в столичном Всероссийском НИИ авиационных материалов (ВИАМ).
Многим пассажирам наверняка понравится восьмой вагон, посвященный жизнеобеспечению космонавтов — специализированной еде и одежде, скафандрах, разрабатываемые и производимые столичными предприятиями, такие как «Свобода», ФГУП «ВИАМ», «Кентавр-Наука», Научно-исследовательский институт хлебопекарной промышленности и другие. Так, НИИ Хлебопекарной промышленности отвечает за создание космического хлеба, который долго хранится, не черствеет и не крошится в невесомости — что важно, потому что крошки могут забиться в аппаратуру и привести к ее повреждениям.
Поэтому специальный космический хлеб выглядит как мини-буханки весом всего 4,5 грамма. Перед отправкой на МКС каждую из них упаковывают в два пакета из термостойкой полимерной пленки, что позволяет сохранить их мягкость, вкус и аромат на протяжении 15 месяцев. В НИИ хлебопекарной промышленности для космонавтов готовят мучные лепешки с луком, сыром и кетчупом, а к чаю — мини-кексы и рулеты. Любопытно и то, что скоро отметит свое 60-летие сыр «Дружба», который хорошо знаком не только космонавтам. Продукт в 1964 году начал выпускать столичный завод «Карат», который производит плавленый сыр для питания космонавтов на орбите — с тех пор его рецептура остается неизменной.