О ближайших планах работы общественного Совета при Минприроды РФ, взаимоотношениях с министром, ключевых вопросах реализации национального проекта «Экология» и других экологических проблемах России «Эксперт» поговорил с экологом Александром Закондыриным.
Экологическая повестка выходит на первый алан не только во внешней политике, но и во внутренней. Президент страны Владимир Путин не раз обращался в своих выступлениях к проблемам климата и экологии. На этом фоне роль Минприроды РФ как координатора экологической политики в России сильно возрастает.
13 октября Председателем Общественного совета при Минприроды РФ был избран Александр Закондырин, известный эколог и общественник. Общественный совет системно занимается контролем за текущей деятельностью министерства: это и рациональное природопользование, вопросы развитие особо охраняемых природных территорий, проблема комплексной системы работы с отходами и введения расширенной ответственности производителей, климатической повесткой и проблемами Арктической зоны.
Главный ориентир и программа Минприроды РФ заложены в национальном проекте «Экология». Этот нацпроект запущен в 2019 году и включает в себя сейчас 9 федеральных проектов (инфраструктура для обращения с отходами 1 - 2 класса опасности, сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма, чистая страна, сохранение уникальных водных объектов, сохранение озера Байкал, оздоровление Волги, сохранение лесов, комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами, чистый воздух), 2 проекта планируется к запуску (комплексная система экомониторинга и экопросвещение). Срок реализации нацпроекта – до 31 декабря 2024 года, таким образом, сейчас уже середина срока его реализации.
О ближайших планах работы общественного Совета при Минприроды РФ, взаимоотношениях с министром, ключевых вопросах реализации национального проекта «Экология» и других экологических проблемах России «Эксперт» поговорил с экологом Александром Закондыриным.
— Как складывается взаимодействие между министерством и общественностью?
— С министерством мы в системном контакте и конструктивных отношениях. С Александром Александровичем (А.А. Козловым – министром природных ресурсов и экологии РФ) мы изначально договорились о максимальном доверительном формате работы. Говорить друг другу правду и быть настоящими партнерами. Он будет посещать все заседания Совета, несмотря на его крайне сложный график. Ему интересно услышать мнения общественности, и он готов к содержательному диалогу. Это, безусловно, импонирует.
До конца года у Совета в планах провести серьезную экспертную работу по общественной оценке практической реализации Национального проекта «Экология». Это будет подробный доклад, который мы публично презентуем до конца текущего года. Нам важно разобраться что и как практически делается. Не на уровне красивых отчетов и презентация, а реальные практические результаты, понятные любому гражданину нашей страны.
Мы в тесном взаимодействии с профильной комиссией Общественной палаты РФ и общественных советов подведомственных министерству организаций (Роснедра, Росприроднадзор, Рослесхоз, Росгидромет и Росводресурсы).
— Вы сказали про Национальный проект «Экология» - какие общественно значимых результатов удалось достигнуть за три года его реализации?
— На этот вопрос мы планируем ответить до конца этого года. Важно подчеркнуть, что нас интересуют не бюрократические результаты по освоению денег и бухгалтерская отчетность, а реальные результаты. Качественные изменения по каждому из направлений. Как изменилась жизнь людей, стал ли чище воздух и вода, посажены ли деревья, построены ли современные мусороперерабатывающие заводы и так далее. Мы планируем проанализировать основные практические результаты реализации НП «Экология» с точки интересов общества, собрать лучшие практики при реализации и выявить системные проблемы.
Можно уже сейчас понять, что получается, а что нет. Скорее всего нужно скорректировать некоторые целевые показатели отдельных федеральных проектов и повысить эффективность работы конкретных чиновников. В конце года наши экспертные выводы по каждому федеральному проекту будут опубликованы. Этой работой занимаются очень уважаемые и авторитетные специалисты и все будет честно и объективно.
— Вы специалист в области экологизации российской промышленности, когда она станет по настоящему «зеленой»?
— По-настоящему, конечно, очень оценочная категория, но полагаю, что экологизация промышленности — это безусловно общемировой тренд и наша страна будет двигаться по этому пути. Нет вариантов не вкладывать в технологическую модернизацию, просто вы будете не конкурентоспособными на рынке, вашу продукцию не будут покупать.
Абсолютно все крупные промышленные группы приняли свои экологические стратегии и вкладывают огромные деньги в экологическую модернизацию производства и внедряют соответствующие стандарты. Сейчас ESG (Environmental, Social, and Corporate Governance – прим «Эксперт») - экологическое, социальное и корпоративное управление звучит, наверное, чаще чем отчеты о прибылях компаний.
Конечно, у нас большое советское наследие: сильно изношенная инженерная и производственная инфраструктура, используются устаревшие технологии и накоплен большой экологический ущерб с прошлых лет. Но постепенно ситуация меняется: появляются новые, порой суперсовременные производственные площадки, старые заводы преображаются, внедряются автоматические системы мониторинга и многие предприятия очень продвинулись в вопросе применения цифровых технологий. Регулярно бываю на самых разных производствах и могу ответственно сказать, что мы медленно, но верно исправляем ситуацию и по некоторым отраслям вполне на мировом уровне.
Мы практически скопировали европейскую систему нормативного регулирования в виде справочников по наилучшим доступным технологиям. Сейчас их 51, практически по всем отраслям хозяйственной деятельности. Некоторые имеет нашу национальную специфику, но в целом мы абсолютно в общеевропейской парадигме и говорим с европейскими коллегами на одном языке.
У нас есть серьезная проблема с арктическими территориями, где происходит деградация вечной мерзлоты и под угрозой оказывается как производственная, так и жилищно-коммунальная инфраструктура. Это очень серьезный вопрос и нужен системный план к происходящим там изменениям.
— Мы упоминали про климатические изменения. Сейчас это очень популярная тема. Насколько серьезны эти вызовы для нашей страны?
— Климатические изменения — это абсолютно реально, они происходят и в нашей стране быстрее чем в остальном мире примерно в два с половиной раза. На эту тему нет никаких споров у серьезных ученых.
Вообще климат меняется на нашей планете постоянно, это носит цикличный характер. Процессы похолодания и потепления взаимосвязаны. В масштабе десятилетий климатические изменения — результат взаимодействия атмосферы и мирового океана.
Самый важный фактор — это изменения солнечной радиации и орбиты Земли. Солнце — основной источник тепла в климатической системе. Солнечная энергия, превращенная на поверхности Земли в тепло — неотъемлемая составляющая, формирующей земной климат.
Климатические изменения оказывают значимое влияние на биоту и экосистемы. Среди таких климатогенных эффектов можно выделить: сдвиги ареалов животных и смещение границ лесной растительности в меридиональном направлении и по высоте в горах, а также изменение площади зон вечной мерзлоты.
Антропогенный фактор, конечно, не главный, но просто усиливает тренд текущего цикла. Основная проблема это растущая из-за сжигания топлива концентрация СО2 в атмосфере.
Вклад нашей страны в общий совокупный объем выбросов составляет 4,71 процента парниковых газов, мы на пятом месте после Китая — 30,34 процента, США — 13,43 процента, ЕС с Великобританией — 8,69 процента и Индии — 6,83 процента.
При этом необходимо понимать, что мы один из основных экологических доноров мира. Более половины всех мировых лесов находятся в пяти странах: Россия, Бразилия, Канада, США и Китай. Мы вносим существенный вклад, и Россия одна из немногих стран которая выполнила «киотский протокол», во многом в ущерб развитию своей промышленности, в отличии от США и Китая.
— Лесные богатства нашей страны действительно огромные, но леса горят. Это тоже зона ответственности министерства?
— Ситуация с лесными пожарами в этом году обострилась до предела. С июня этого года пожары охватили леса в Сибири и на Дальнем Востоке. По состоянию на конец августа выгорело более семнадцати млн гектаров — это больше чем все другие пожары в мире вместе взятые, как минимум со времен появления первых спутниковых наблюдений за Землей, дым от лесных пожаров достиг Северного полюса. По моему мнению, это прямые последствия изменения климата и деградации многолетней мерзлоты.
В этих условиях принципиально дофинансировать деятельность государственных органов, ответственных за тушение лесных пожаров. На охрану лесов от пожаров из федерального бюджета фактически выделяется шесть миллиардов рублей.
По результатам работы с регионами потребность по охране лесов от пожаров составляет как минимум 14,2 миллиарда рублей. Это 4,4 тысяч сотрудников парашютистов-десантников в регионах, 73 тысячи необходимого количества летных часов, 927 тысяч километров наземного мониторинга, а также увеличение средств тушения, чтобы снизить долю крупных лесных пожаров хотя бы в два раза и стабилизировать ситуацию в проблемных регионах.
Александр Козлов потратил много усилий, чтобы убедить Минфин в необходимости выделения дополнительных финансовых ресурсов. А это сейчас крайне непросто, учитывая ситуации с пандемией.
В результате благодаря решению Президента РФ Владимира Путина из федерального бюджета в регионы дополнительно выделено по восемь миллиардов рублей ежегодно на охрану лесов от пожаров. Из них три миллиарда рублей пойдет на тушение пожаров, семьсот миллионов на наземный мониторинг, более трех миллиардов на авиамониторинг.
— Наверное сложнее темы лесных пожаров только реализация «мусорной реформа». Что происходит в этом направлении?
— Согласен, очень сложное направление. Много усилий было приложено и удалось, безусловно, добиться результатов. У нас появилась отрасль по работе с отходами и она строится практически с нуля.
Начну с опасных отходов. Благодаря Федеральному экологическому оператору (подразделение ГК «Росатом») запускается новая система обращения с отходами первого и второго классов опасности. Создан цифровой механизм управления системой – ФГИС ОПВК, она позволит аккумулировать всю информацию о таких отходах, выстроить договорную работу в формате «одного окна», оптимизировать логистику, загрузить производственные мощности переработчиков отходов.
Со стороны министерства по этому направлению выполнена вся необходимая работа по созданию правовых условий для функционирования системы. Создание информационной системы – это большой шаг вперед. Важно, что такая система появилась для отходов первого и второго классов опасности, что она апробируется, чтобы донастроить модель с учетом специфики разных регионов. Важно, чтобы эта система была эталонной, чтобы распространить этот опыт и на другие отходы.
— А что происходит с другими отходами?
— Ситуация с твердыми коммунальными отходами более сложная. Необходимо понимать, что ежегодно происходит рост образования твердых коммунальных отходов, это создает неустойчивую ситуацию на мусорном рынке. Территориальные схемы большинства регионов посчитаны с ошибками — по объему мусорообразования и логистике перемещения отходов. В двадцати регионах все действующие мощности полигонов исчерпаны и нам в среднесрочной перспективе грозит мусорный коллапс.
Выхода два либо повышать тарифы для населения, что очень негативно скажется на социальной ситуации во многих регионах, либо в ускоренном порядке создавать мощности по переработке отходов и собирать средства с производителей упаковки — в среднем в морфологии мусора он составляет более 50% в урбанизированных территориях.
Практика расширенной ответственности производителей (РОП) внедрена практически во всех развитых странах и представляется логичной и правильной. Единственное необходимо понимать, что часть производителей упаковки уже начали реализацию проектов по строительству мощностей и введения новых нормативных требований воспринимают слегка нервно, поэтому их надо поддержать, чтобы они вышли на максимальные мощности.
Основный государственный смысл введения РОП даже не количество вторсырья и экономические показатели эффективности и тем более налоги от деятельности этих предприятий, а сокращения объема полигонного захоронения в РФ.
Создание новых перерабатывающих мощностей, безусловно, правильное направление работы, процесс идет очень медленно и без «политического» решения со стороны руководства страны, наверное, будет продолжать еще лет десять—пятнадцать. Нам нужно ускорять работы по строительству объектов в первую очередь по наиболее проблемным фракциям — в первую очередь полимеры, поскольку практически все российские свалки завалены пластиковой упаковкой. Это вопрос национальной экологической безопасности.
— А бумага и электронный лом?
— Что касается переработки бумаги и электролома это выгодный бизнес, у них есть товарная стоимость продукции и отлаженные деловые связи по продаже вторичных материалов в том числе на экспорт.
Благодаря поручению профильного вице-премьера Виктории Абрамченко это работа активизирована и скорее всего будет доведена до конца. Это тренд во всем цивилизованном мире, наша страна сильно отстает в этом вопросе от развитых европейских стран. Учитывая масштабы полигонного захоронения — более 90 % от общего объема и площади замусоренной территории — более 40 тысяч гектар выведено из хозяйственного оборота под свалками, это территория таких стран Швейцария или Голландия, нам необходимо срочно выстраивать модель по переработке упаковки. Абсолютно разумно, чтобы за нее заплатил производитель, а не физическое лицо через тариф региональному оператору.
Также понятно, что бизнес не хочет нести дополнительные издержки и будет пытаться максимально растянуть сроки и переложить в расходы на покупателя своей продукции. Но тут необходимо четкое правовое регулирование и по разным группам товаров она должно быть разное, учитывать конъюнктуру рынка и стоимость переработки типа упаковки.
— А есть ли в России инфраструктура по переработке отходов?
— Объем промышленной переработки отходов в России в целом составляет около трех-пяти процентов или примерно три с половиной миллиона тонн ТКО. При этом есть примеры в части регионов страны где есть относительно позитивные примеры. Например, Подмосковья запустило несколько десятков комплексов по переработке отходов и в части муниципалитетов таких как Мытищи уровень достигает примерно двадцати процентов.
В соответствии с паспортом ФП «Комплексная система ТКО» запланировано до 2024 года обеспечить объем утилизации ТКО на уровне 36 процентов от общего объема мусорообразования, объект ТКО, направляемый на обработку на уровне 60 процентов от общего количества, также стоит задача ввести в эксплуатацию 32 миллиона мощностей по обработке и 23 миллиона мощностей по утилизации ТКО.
Думаю, совместными усилиями нам удастся преодолеть все трудности и создать современную комплексную систему работы с отходами и наша страна станет действительно чистой.