Еврокомиссия (ЕК) ищет способ, как не заморозить европейцев предстоящей зимой и при этом как можно больше уступок от России, от которой, похоже, сейчас и зависит, как Европа переживет эту зиму. Велосипед в Брюсселе изобретать не хотят. ЕК собирается прибегнуть к «самому мощному политическому оружию» – антимонопольному расследованию в отношении «Газпрома», пишет Politico.
Еврокомиссар по вопросам энергетики Кадри Симсон заявила во вторник министрам энергетики членов ЕС, что антимонопольное управление ЕК начало собирать материалы, которые в случае успеха расследования позволят обвинить в росте цен на газ в Старом Свете главных его поставщиков для европейцев. Им (поставщикам) были разосланы списки вопросов, на которые необходимо ответить. Газпром Кадри Симсон не упомянула, но ни для кого не секрет, что именно российский поставщик газа станет главной мишенью поисков стрелочников еврочиновниками. На долю Газпрома приходится более 40% всего европейского импорта газа. Напомним, с 2012 по 18 годы продлился один из наиболее крупных в истории объединенной Европы антимонопольных процессов. И хотя он не закончился многомиллиардными штрафами Газпрому, как требовали главные противники России (Польша и Литва), Газпрому тогда все же пришлось радикально изменить бизнес-модель в Центральной и Восточной Европе, утверждает Politico.
Сейчас Польша, крайне недовольная тем, что три года назад Газпром так легко отделался, возглавляет новую атаку. Россию обвиняют в манипуляциях с ценами на газ в Европе этой осенью, которые и привели, по мнению поляков, к энергетическому кризису.
С одной стороны, отмечает Politico, Москва отвергает обвинение в использовании газа в качестве геополитического оружия, но с другой, одновременно намекает, что его поставки могут быть существенно увеличены, если Брюссель сертифицирует газопровод «Северный поток 2».
Кадри Симсон недвусмысленно заявила на встрече министров энергетики членов ЕС, что ЕК самым внимательным образом изучит все данные о манипуляциях с ценами на газ.
Юристы соглашаются, что главным оружием ЕК в борьбе с Москвой остается антимонопольное законодательство объединенной Европы. Об этом в частности заявила эксперт по антимонопольному праву из адвокатской фирмы Linklaters Натура Грасия.
По мнению еще одного специалиста по антимонопольному законодательству – Алана Райли, который раньше был советником польских и украинских энергетических фирм, имеется достаточно оснований и фактов для открытия расследования деятельности Газпрома, чтобы обвинить его в злоупотреблении монопольным положением в поставках газа в Европу.
Конечно, полномасштабное расследование ЕК продлится слишком долго и никак не поможет европейцам не замерзнуть этой зимой. Например, предыдущая атака на российского газового гиганта продлилась целых семь лет. С другой стороны, считает Politico, Еврокомиссия, начав расследование, может и не ставить перед собой краткосрочных целей. Не исключено, что в Брюсселе надеются, что даже простые разговоры о расследовании остудят горячие головы в Москве и сделают ее и Газпром более сговорчивыми.
ЕК может оштрафовать нарушителя в размере до 10% его годового оборота. В 2018 году дело до максимального наказания не дошло, но Газпром, по мнению Politico, все же был вынужден был скорректировать свою политику в Восточной Европе. Газовый гигант перестал заключать контракты, запрещающие восточным европейцам перепродавать российский газ соседям и исключающие конкурентов.
Как нетрудно догадаться, давление Европы полностью и безоговорочно поддерживают за океаном. Старший советник Госдепа США по глобальной энергетической безопасности Амос Хохштейн, например, заявил, что раз в Москве говорят, что у России достаточно газа для увеличения поставок по «Северному потоку 2», то этот дополнительный газ с таким же успехом можно качать и по уже работающим газопроводам.
Одной из главных текущих проблем Газпрома, считает Politico, являются имеющиеся в его долгосрочных контрактах с европейскими покупателями пункты, привязывающие цены на европейский газ к ценам на открытом спотовом рынке. Если Газпром поставит на рынок дополнительный газ, то он понизит цены не только на открытом рынке, но и в этих долгосрочных контрактах, что, естественно, российскому поставщику невыгодно.
Любой иск к Газпрому осложняет множество схем и видов контрактов, по которым он продает газ Европе. В 2012-18 гг. в основе иска было обвинение, что Газпром разными способами заставляет покупателей подписывать невыгодные для них контракты. Сейчас, скорее всего, речь в основном будет идти о лимитах поставок на открытые рынки. Доказать вину поставщика в этом вопросе будет труднее.
Газовый аналитик Оксфордского института энергетических исследований Джек Шарплс отмечает, что в прошлом году ситуация была диаметрально противоположной – цены на газ достигли многолетних минимумов из-за низкого спроса на голубое топливо. Шарлпс считает, что в существующих контрактах у Газпрома нет обязательств поставлять Европе дополнительные объемы газа.
Россия, со своей стороны, объясняет, что поставки газа снизились в 2021 году по сравнению с прошлыми годами, потому что Газпром еще не заполнил полностью собственные хранилища. В Европе, естественно, думают иначе и говорят о желании Газпрома максимально увеличить прибыль.