Максим Зверков: «Благодаря последнему кризису мы нашли новые ниши на рынке»

Читать на monocle.ru

Максим, вы создали несколько успешных компаний. При этом они довольно сильно отличаются друг от друга. Почему такой разный бизнес? Считаете ли вы себя серийным предпринимателем?  

Пожалуй, меня можно так назвать. Как мне кажется, созданные мной компании существенно влияют на отрасли, в которых работают. Мне всегда нравилось делать то, что многие считали невозможным. Например, производственная компания «Формика» - застройщик выставочных стендов. Я построил компанию, которая входит в российский топ-5. Мы реализовали сотни проектов по миру, строили помимо России и Европы, в Китае, Южной Африке, Латинской Америке. Мы часто работали с проектами, про которые другие говорили – это невозможно, мы делали, например, трехэтажные стенды. Понимая запрос рынка на digital и интерактивный дизайн, наполненный технологиями, мы создали специализирующуюся на этом студию «Формила Лаб». Еще одни бизнес – ИННОПРОМ - крупнейшая в России промышленная выставка. Когда мы только начали ее создавать, все вокруг говорили, вы некогда не сможете конкурировать с Hannover Messe. Но мы конкурируем, сегодня мы масштабируем ИННОПРОМ по разным странам.  Abagy Robotic Systems – это технологический, венчурный бизнес, который кардинально меняет мир робототехники, предлагает технологию, которой больше нет нигде в мире.

Первой компании «Формика» уже 22 год. А с чего всё началось?

Я учился в Бауманском университете, мы с друзьями занимались физикой и математикой, вместе играли в баскетбол, а также, как многие студенты, хотели немного заработать. Как-то мы нашли подработку грузчиками за 2 доллара в час на одной из выставок. Тогда я совсем не понимал, каким образом за несколько дней совершенно пустой ангар может превратиться в павильон с десятками стендов. Компания, куда я устроился, строила десять стендов и страшно не успевала. Так у меня появилась возможность стать еще и монтажником – нам с товарищем дали собрать один из стендов. Мы вдвоем приходили раньше всех и уходили позже всех, нам нравилась идея самим собрать целый стенд руками. Это было просто увлекательно. На дворе был 97 год. Я не помню кризис 98 года, потому что провел его в павильонах, у меня был монтаж – с 8 утра до 8 вечера. Между монтажами я учился.

Позже мне доверили клеить буквы на стендах – то есть я стал графиком. А как-то мне дали макет стенда из пенокартона и сказали, а можешь нарисовать стенд. За 4 дня и ночи я освоил Auto CAD и 3D Max – так я стал дизайнером. А потом у меня появился мой первый самостоятельный заказ на стенд. У меня мама работала в издательстве «Детская литература», и им нужен был стенд для выставки. Мы построили стенд с моим отцом – от начала до конца.

И был еще один важный момент – я познакомился с директором одной из выставочных компаний, его звали Павел – он стал брать меня к клиентам, я начал продавать проекты заказчикам. Тогда я получил первый международный опыт – он строил стенды на аэрошоу по всему миру. Аэрошоу проходили каждые два месяца, в целом составляя двухлетний цикл – Китай, Великобритания, Франция, ОАЭ. Потом Павел уехал в Чехию, а мне предложил вести бизнес в России. Так и появилась собственная компания. Ее днем рождения я считаю 11 июня 2000 года. У нас появился офис, 19 квадратных метров. Я купила два компьютера и нанял двух дизайнеров.

Максим Зверков, президент группы компаний ФОРМИКА

www.formika.com

Группе компаний «Формика» - 22 года.  Это пять компаний: «Бизнес Ивент», «Формика Экспо», «Формика Лаб», «Промо трэвэл», «Ф-сервис».

«Бизнес Ивент» на протяжении 12 лет является оператором международной промышленной выставки ИННОПРОМ: ежегодно выставку посещают более 50 тысяч профессиональных участников из 70 стран мира, экспонентами являются более 600 компаний.

В группу компаний также входит производственная компания и дизайн-студия, которые реализуют около 300 выставочных проектов в год в 40 странах мира, например, компании работали на таких проектах, как EXPO 2010 в Шанхае, World EXPO 2017 в Астане, EXPO 2020 в Дубае, музеи «Дорога памяти» и «Гараж особого назначения» на ВДНХ.

Максим Зверков, основатель ABAGY Robotic Systems

www.abagy.com

Компания основана в 2017 году, занимается разработкой программного обеспечения для промышленных роботов (сварка, покраска, резка и другие производственные процессы). Решение Abagy позволяет использовать роботов не только серийному рынку, например производителям автомобилей или электроники, но и любым другим предприятиям, даже тем, которые выпускают малую серию и единичную продукцию. Офис разработки и лаборатория компании находятся в России, офисы продаж - в США и Европе. Комплексы с Abagy установлены, например, в Риге и Чикаго. RND-проекты идут в Швеции и Австрии.

Мы получили как-то заказ на 3000 квадратных метров. Строили через подрядчиков, наделали кучу менеджерских ошибок, где-то просто не везло. Я не спал тогда трое суток. В итоге проект мы сдали. А я понял, что нам нужно собственное производство.

Можно вспомнить сотни интересных случаев в истории компании. Например, большим прорывом был проект в Краснодаре. Я прочитал в одном из деловых изданий, что он будет и узнал, что проводить его будет Кубанская торгово-промышленная палата. Просто позвонил и предложил приехать – рассказать, как умею строить стенды. Из Москвы в Краснодар приехать предлагали не часто, так что меня приняли. Это был истинно русский заказчик, задание было примерно такое: нам бы что-то такое сделать. Наверное, одна из моих сильных сторон как раз «из чего-то такого» сформулировать ясную концепцию, готовую к реализации. Я прилетел через десять дней еще раз - с готовыми решениями. Так мы получили всю застройку. То мероприятие, к слову, было прообразом сегодняшнего Сочинского форума.

Сегодня, как я уже отметил, «Формика» - крупнейшая в России выставочная компания с большим собственным производством в Раменском.

Расскажите подробнее о стратегии масштабирования ИННОПРОМА. Почему, например, выбраны Ташкент и Джакарта?

ИННОПРОМ успешно проводится в Екатеринбурге больше 10 лет. Мы понимали, что, если мы хотим расти не на несколько процентов в год, а в разы, нам нужны будут кардинальные шаги. А кроме того, мы увидели спрос. Иннопром – это сложный организм, это пересечение интересов большого числа разных групп с разными задачами – кому-то нужен контакт с властью, кому-то нужен выход в другую страну, кому-то нужны технологии. Умение скомбинировать наилучшим способом эти разные интересы - это и есть наше бизнес ноу-хау.  Мы много общаемся с клиентами, исходя из этого и выбрали точки для проведения ИННОПРОМа в других странах.

Вы часто подчеркиваете в интервью, что вам важно, чтобы ИННОПРОМ не просто проводился при поддержке государства, а был в первую очередь коммерческим проектом. Почему это важно?

Потому что это разумный подход бизнесмена. Проект должен быть востребованным на рынке, то есть настолько эффективным, чтобы компании хотели платить за его участие, чтобы видели в нем пользу для себя. Из этой позиции мы всегда и создавали ИННОПРОМ. На старте мы договорились с федеральными и региональными властями о поддержке на первые 3-5 лет. Они и сейчас продолжают проект поддерживать. Но сейчас ИННОПРОМ коммерчески устойчив. И поход в другие страны связан именно с развитием его бизнес-потенциала.

Изначально ИННОПРОМ во многом создавался по образу и подобию Hannover Messe, крупнейшей мировой промышленной выставки, проходящей в Германии. Насколько вы близки к ней спустя 10 лет?

Когда мы только начинали, мы, конечно, ориентировались на лучшие мировые практики. Но сегодня у нас собственный путь. В частности, сейчас мы также думаем о развитии образовательного блока ИННОПРОМа. Промышленным компаниям необходимо внедрять инновации, делать это быстро, при этом сами технологии быстро меняются. Только появляется должность CDO (Chief Digital Officer) на предприятиях. И этому нужно учиться. А также нужно обучать работать с технологиями тысячи обычных сотрудников. Кроме того, мы можем выстроить эффективную коммуникацию между промышленными предприятиями и стартапами, стать для них отличной площадкой для общения.

Так мы плавно подошли к компании Abagy Robotic Systems, которая также предлагает технологии для промышленных предприятий.  Как возникла идея ее создания?

Мы хотели провести в рамках ИННОПРОМа Международный симпозиум по робототехнике. Его проводит IFR (Международная Ассоциация по робототехнике) в разных странах, в России он никогда не проходил. Мы поехали на встречу, рассказали о наших возможностях, и выяснили, что для проведения симпозиума у принимающей страны должна быть Ассоциация по робототехнике. В России ее тогда не было. Тогда я решил ее создать. Сейчас это НАУРР (Национальная Ассоциация Участников рынка робототехники), в которую входят десятки компаний. Мы снова подали заявку, но нам снова отказали: пояснив, что в России очень низкий уровень роботизации, что это рынок с низким потенциалом. Тогда я задумался, а почему в нашей стране так мало используют роботов. И я понял, в чем проблема, дело в том, что почти всё производство в нашей стране несерийное. А роботы во всем мире эффективны там, где производятся тысячи одинаковых изделий – например, это автопром или электроника. В этом случае роботы выполняют одну и ту же задачу и их не надо перепрограммировать. В несерийном производстве сложность программирования была нерешаемой задачей. И я задумал ее решить.  

Я собрал команду инженеров и программистов, и мы стали искать решение через создание математических алгоритмов, которые могли бы автоматически генерировать траектории движения роботов – так, чтобы роботов не надо было программировать. Кроме того, благодаря машинному зрению наши роботы могли видеть – а значит, адаптироваться ко всем изменениям реального мира, корректируя свои движения на лету. Мы разработали, действительно, уникальную технологию, сегодня нашими партнерами являются крупнейшие мировые производители роботов и производственного оборудования – например, сварочного. Abagy работает сейчас не только с рынком России, но и США и Европы.

К слову, международный Симпозиум по робототехнике в итоге прошел все-таки в рамках ИННОПРОМ, в этом году.