ФСБ подробно разъяснила, о чем не следует болтать

Утвержден перечень несекретных данных, за сбор и передачу которых могут признать иноагентом. Он и усложняет, и в то же время упрощает работу профильных журналистов и экспертов, так как появился документ, с которым при публикации сведений можно сверяться

Читать на monocle.ru

30 сентября директор ФСБ Александр Бортников подписал приказ об утверждении перечня данных в области военной и военно-технической деятельности РФ, которые не относятся к гостайне, однако при получении иностранным государством, международной или иностранной организацией, а также иностранными гражданами или лицами без гражданства могут быть использованы против безопасности РФ. Тот, кто передаст подобную информацию, не получит обвинение в шпионаже или измене Родине, однако будет обязан внести себя в реестр иностранных агентов.

В перечень такой несекретной информации вошли 60 пунктов. Довольно большая их часть относится к деятельности «Роскосмоса». ФСБ считает, в частности, что безопасности страны может угрожать передача за рубеж информации об экспорте и импорте космической техники, данные о результатах и перспективах развития организациями ракетно-космической отрасли космических технологий и сведения о проблемах, приводящих к сдерживанию развития корпорации «Роскосмос».

Также перечень ФСБ содержит сведения о методах боевой подготовки военнослужащих, о результатах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения, военной и специальной техники и даже информацию о морально-психологическом климате в российской армии.

Проект перечня ФСБ был опубликован в июле. Разработать его ведомство было обязано в связи с законом, который приняла Госдума в конце 2020 года. На тот момент депутаты внесли статью 2.1. в федеральный закон N 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» (известный как «Закон Димы Яковлева»), принятый еще в 2012 году. Согласно новой статье, каждый человек, вне зависимости от своего гражданства, может быть внесен в российский реестр иностранных агентов в том случае, если он ведет политическую деятельность или занимается сбором информации в области военной деятельности РФ, которая затем может быть использована иностранцами в ущерб безопасности России.

Перечень ФСБ стал последним документом, необходимым для ведения реестра иностранных агентов. Со времени его первой публикации он практически не претерпел изменений.

Иностранный агент: сделай сам

Юрист правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Антон Щербак, комментируя для Exert.ru опубликованный приказ, отметил, что обнародование перечисленных в нем данных не предполагает ответственности за шпионаж или измену. Однако, уголовной ответственности может быть подвергнут тот, кто не внес себя самостоятельно в реестр иностранных агентов, но при этом распространял информацию из перечня.

«Ты сам должен предусмотреть, что информация, которую распространяешь, содержится в этом списке, и если ты её распространяешь, то с точки зрения законодательства должен сам себя включить в реестр, — говорит Щербак. — Иначе существует возможность сразу привлечь тебя к уголовной ответственности».

По мнению юриста, закон отразится на организациях, которые занимаются юридической и информационной помощью военнослужащим, а также информированием международных институтов о нарушениях в рядах армии.

«Например, это может повлиять на тех, кто информирует соответствующий комитет ООН, собирая сведения о возможных нарушениях международной конвенции против пыток, — предполагает Щербак. — Теперь передача такой информации может подвести под статус иноагента и уголовную ответственность в случае, если передавший ее не внесет себя в реестр. Даже без наличия лично у него иностранного финансирования».

Партнер юридической компании ФБК Legal Александр Ермоленко считает, что перечень, опубликованный ФСБ, можно оценивать с двух позиций.

«С одной стороны, расширяется перечень информации, за обмен или публикацию которой можно получить статус иноагента, и это, наверное, ограничивает коммуникацию и права граждан. С другой стороны, это вносит ясность в вопрос о том, какую информацию нельзя разглашать, и это хорошо — теперь адвокатам будет проще защищать своих подопечных. Конечно, нельзя засекретить всё, и могут быть вещи, которые хотя и не являются опасными, но тебя за них будут преследовать. Но ведь есть и такие вещи, которые действительно связаны с безопасностью общества и государства», — говорит считает Ермоленко.

Знание — слабость?

Однако самую, пожалуй, бурную реакцию публикация списка вызвала в сообществе экспертов и журналистов, занимающихся военной и военно-промышленной проблематикой. Полемизируя в сетях, они рассуждают о том. что так в иноагенты можно записать всех без исключения, кто хоть когда-нибудь хоть что-нибудь писал об армии и оборонной промышленности, кроме репортажей с парадов. И тут, конечно же, возникает вопрос с тем, как всё это будет применяться на практике. Пока это не известно, эксперты иронизируют по поводу того, что, мол, первыми зарегистрироваться в качестве иноагентов придется Департамену информации и массовых коммуникаций Министерства обороны, а также соответствующим структурам Рособоронэкспорта и промышленности.

Как сообщили в беседе с Expert.ru юристы, серьезно разбиравшиеся в законе об иноагентах, сейчас действительно сложно сказать, как правоприменение перечня скажется на деятельности журналистов, публикующих материалы на военную, военно-промышленную и военно-политическую тематику. Никаких разъяснений на эту тему от ФСБ не поступало.

По мнению юристов, можно предположить, что те, кто публикует материалы с подобной информацией (если она ранее не была опубликована официальными источниками), будут в дальнейшем внесены в реестр иностранных агентов. Однако, если обратить внимание на статью 330.1 ФЗ N 272, то уже сам факт публикации таких материалов обозначает их автора, как иноагента, уклоняющегося от исполнения обязанностей в связи с признанием его таковым. Но и тут есть тонкость: уклоняться от исполнения обязанностей он может только уже будучи внесенным в реестр — например, не указывать при публикации, что лицо, опубликовавшее материал исполняет функции иностранного агента.

Значит ли это, что по факту публикаций журналист может быть внесен в реестр, но конфликт с законом возникнет у него только в случае, если он не будет в дальнейшем при публикациях указывать свой статус? Дать точный ответ на этот вопрос юристы пока затрудняются.

Единственное, что они подчеркивают — перечень ФСБ теперь действительно закрепляет ряд положений, по которым лицу может быть вменен статус иностранного агента, даже если это лицо напрямую не получает финансирования из-за рубежа. И в этом смысле ситуация становится более ясной для юристов, которые будут работать в судах.