В сентябре 2021 года мясо кур выросло в цене почти на 25% в годовом сопоставлении, показав самые высокие темпы роста стоимости среди всех продуктов питания. Чиновники показательно стараются сдержать цены, но неудержимый никем рост издержек толкает и толкает их вверх
За неделю с 28 сентября по 4 октября в России мясо кур повысилось в цене на 1,6%. Это стало самым высоким темпом роста на мясном рынке, приводит данные «Интерфакс» со ссылкой на расчеты Росстата. По сравнению с сентябрем прошлого года рост цен составил почти 25%. В целом мясо кур в сентябре этого года подорожало на 3,2%, а с начала года — на 19,7%,
В 53 регионах цены повысились на 0,1-2%, в 24 — на 2,1-5,3%. И только в пяти субъектах цены на эту продукцию не изменились. В Дагестане же и Магаданской области цены снизились на 0,2%, в Адыгее — на 0,1%.
В целом мясо птицы в России в сентябре подорожало на 2%. С начала года рост составил 13,5%, а по сравнению с сентябрем 2020 года — на 15,2%.
Параллельно стали значительно расти в цене и куриные яйца, которые в сентябре подорожали на 5,7%, а только за отчетную неделю успели подорожать еще на 4,4%. Неделей ранее рост составлял 3,5%. По сравнению с сентябрем 2020 года рост он достиг уже 20,8%. Впрочем, с начала года было отмечено их снижение на 6,3%.
В сентябре в 17 регионах цены на яйца выросли на 0,1-3,9%, в 18 — на 4-5,9%, в 16 — на 10-19,9%, в 6 субъектах от 20% до почти полутора раз (на 41,9%). Но в семи регионах они снизились на 0,1-5,0%.
Ранее в Минсельхозе заявили, что такой рост является следствием сезонных факторов. «Наиболее выраженно отмечается сезонный рост цен на мясо кур, обусловленный значительным повышением спроса на эту продукцию как наиболее доступный источник белка», — цитировал в сентябре «Интерфакс» комментарий ведомства. «В частности, мясо птицы входит в меню образовательных учреждений, — поясняется в комментарии. — Кроме того, на ценовой динамике отражается повышение спроса на данную продукцию со стороны перерабатывающих предприятий, которые все чаще отдают предпочтение птице в рецептурах полуфабрикатов и колбасных изделий».
Вот оно что! внимательнее надо теперь читать этикетки товаров, которые мы привыкли считать сделанными из свинины и/или говядины.
Но не надо думать, что агрочиновникам присуща самоуспокоенность и они только и готовы, что искать объяснение. Нет, в министерстве подчеркивают, что достигнута договоренность с птицеводами о поддержании стабильных отпускных цен на тушку птицы до конца текущего года. Кроме того, Минсельхоз готовит обращение в Минпромторг с просьбой ограничить закупочные цены на птицу с учетом сезонности производства этой продукции.
А в Минпромторге обозначили свою позицию заявлением о том, что торговые сети готовы обеспечить соответствующую стабилизацию цен в рознице. Готовы — уже хорошо. Осталось собственно обеспечить.
Руководитель направления внутригородской логистики СДЭК Александр Воронов, как на причину роста розничных цен, указывает на рост издержек при перемещении товаров от производителя до прилавка (подорожание ГСМ, рост зарплат водителей и курьеров), а также в торговой логистике (растут зарплаты кладовщиков, грузчико). Эти затраты закладывают в стоимость товара. Соответствующий тренд, уверен эксперт, будет и дальше приводить к неизбежному росту цен.
По стоимости курятины все относительно просто: ее цена в значительной степени зависит от цен на фуражное зерно и цен на энергоносители, говорит, в свою очередь, советник гендиректора «Открытие Брокер» («Открытие Инвестиции») по макроэкономике Сергей Хестанов. Влияние транспортных затрат он считает относительно небольшим, подчеркивая, что сейчас заметный вклад в рост мяса птицы вносит именно рост цен на зерно.
Это общемировой тренд, который идет с 2017 год, касается он не только зерна, но почти всех продовольственных товаров, имеющих биржевые торги, добавляет эксперт, упоминая также и тренд на ослабление рубля. Поскольку наши поставщики также работают на глобальный рынок, говорит он, то ослабление рубля усиливает их мотивацию увеличения поставок за рубеж в ущерб отечественному рынку, что приводит к росту стоимости продукции внутри страны.
На отечественном потребительском рынке сложилась вполне устойчивая ситуация ограниченного влияния спроса на механизм ценообразования, отмечает преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами Анатолий Гожий. Разумеется, указывает он, размер реальных доходов населения выступает естественным ограничителем для бесконечного изменения цифр на ценниках в магазинах. Однако эластичность спроса относительно основных продуктов питания крайне низка, что развязывает руки и производителям и непосредственно продавцам.
Конечно, говорит эксперт, можно допустить, что рост цен на куриное мясо, яйца, говядину и т.п. обусловлен сезонными обстоятельствами, которые, несомненно, оказывают определенное влияние на ценовую динамику. Однако при ретроспективном рассмотрении изменения цен с горизонтом хотя бы в год почему-то адекватного «отката» стоимости товаров не происходит. Общая тенденция ускоряющегося роста розничных цен на продукты питания обусловлена более фундаментальными факторами: инфляцией издержек и механизмом ценообразования, позволяющим беспрепятственно транслировать затраты в окончательную цену продукции.
То же птицеводство постепенно эволюционирует в отрасль снижающейся рентабельности в связи с удорожанием всего процесса производства птицы: от кормов до коммунальных платежей, констатирует Анатолий Гожий. Последние могут занимать в себестоимости до
25%. Львиная доля в них принадлежит электроэнергии (птицеводство-вообще весьма энергозатратно). Оптовые цены на электричество не снижались даже в период падающего спроса в 2020 году.
По итогам 2021 года общий рост стоимости электроэнергии для предприятий может составить от 5 до 10% по разным регионам (это еще без учета сбытовых надбавок, которые могут составить от 30 до 50%). О рыночной конъюнктуре здесь говорить не приходится, в стоимость забиваются все издержки по модернизации и строительству. Подобное происходит и по другим составляющим структуры себестоимости. В результате механизм рыночного ценообразования работает без привязки к реальному соотношению спроса и предложения, постоянно генерируя инфляционные импульсы.
Рыночные механизмы формирования окончательной стоимости продукции (особенно это касается продуктов питания) уже не играют роль барометра экономической целесообразности. Действующая система ценообразования, по сути, поощряет отраслевую неэффективность, считает Анатолий Гожий. Более того, возможность, практически бесконечного перекладывания груза растущих издержек на плечи конечного потребителя (посредством прямого изменения ценников или опосредованно, через снижения качества), превратилась в устойчивую закономерность российской действительности. Хозяйственная система становится экономикой издержек. Для слома этой негативной тенденции, необходим переход к централизованному регулированию всей цепочки производственных и сбытовых затрат, заключает он, и начать следует с цен на электричество.
Но, кажется, мы так не договаривались? А вот, поди ж ты. И с тех, с кем договаривались, уже не спросишь, да и был ли тот договор? Плановая экономика, в которой цены сдерживались, но товары пропадали, уступила было место такой, где рынок балансировал спрос, предложение и цены. Теперь же рынок действует в том отношении, что цены растут, и всякий вам укажет, что у нас свободное ценообразовение. Если бы было еще столь же свободное образование компаний, чтобы не было монополизма… В общем, что-то пошло не по плану и цены растут. Говорят, во всем мире так. Но везде ли доходы падают уже больше половины десятилетия? В общем, что-то пошло не по плану.