Впервые после окончания Второй мировой войны с палубы японского военного корабля взлетел военный самолет
3 октября истребитель укороченного взлета и вертикальной посадки F-35B совершил первые пробные посадки и взлеты с очередного авианесущего корабля. Это не стало бы новостью за пределами авиационных и военно-морских кругов, если бы не принадлежность носителя — впервые с окончания Второй мировой войны самолет взлетел с палубы корабля под японским флагом.
Японский флот, как и другие вооруженные силы Токио, весьма самобытен и отличается от других из-за уникальных особенностей своего развития. Строго говоря, следовало бы говорить о Морских Силах самообороны, так как по своему законодательному статусу японские военные частично близки к полицейским, а частично и вовсе нелегальны. Устранить последнее пытаются японские правые через планы изменения конституции, но мы не станем погружаться в «новояз», дабы не утруждать читателя. Так же поступим и в отношении классификации кораблей — вместо специфической японской послевоенной классификации будем использовать реальную.
Отметим только, что японские корабли первого и второго рангов имеют общий «базовый класс», который в западной традиции принято именовать destroyer, а в нашей, соответственно, «эсминец». Отсюда и рождается ирония по поводу того, что хитрые японцы выдумали какие-то «эсминцы-вертолетоносцы», но это следствие двойного упрощения и «испорченного телефона». В оригинале используются другие иероглифы, не те, которыми японцы называют зарубежные эсминцы, и в буквальном переводе речь, скорее, об «эскортных вертолетонесущих кораблях», «эскортных ракетных кораблях» и тому подобном.
Особенность развития и современного состояния японского флота обусловлена особым внешне- и внутриполитическим положением страны после поражения во Второй мировой войне. Старый Императорский флот был уничтожен, США взяли страну под жесткий контроль. Однако обострение борьбы с коммунизмом в Азии и Холодная война с СССР продиктовали смягчение отношения к побежденному. Несмотря на тщательно выстроенные и сохраняющиеся до сих пор «тесные союзные отношения», больше напоминающие отношения сюзерена и вассала, Токио было позволено с середины 1950-х годов начать восстанавливать вооруженные силы.
Первый эсминец национальной постройки, Harukaze, был спущен на воду ровно через десять лет после окончания войны, в сентябре 1955 года. Перед японским флотом ставилась задача противодействия Тихоокеанскому флоту СССР, освобождавшая американцам руки. В результате национальной специализацией японцев стала противолодочная борьба — беспокоящие США надводные силы появились в регионе не сразу, а лодки могли попортить крови действиями на тихоокеанских коммуникациях. Помимо прочего, такая оборонительная (по крайней мере, внешне) задача хорошо сочеталась с пацифистской внутриполитической идеологией, которую тогда выстраивал Токио. Результатом этих двух факторов (а также последовавшего экономического и промышленного подъема Японии) стало формирование флота крупного, технологически продвинутого, но имеющего «пробелы».
По тоннажу японские Морские силы самообороны являются ни много ни мало четвертым военным флотом мира, уступающим только флотам трех очевидных военных сверхдержав. В его боевом составе два десятка неатомных подводных лодок, причем практически все они — «молодые», крупные и, возможно, самые технологически продвинутые в мире (японцы, в частности, первыми поставили в строй лодки на литий-ионных батареях). Восемь крупных ракетных эсминцев с боевой информационно-управляющей системой «Иджис» (более крупных, чем американские аналоги «Арли Берк», на базе которых они были созданы) и большое количество кораблей второго ранга, вспомогательных и специальных судов.
Краса и гордость японцев — четыре крупных вертолетоносца типов Hyūga и Izumo. Два из них несут имена линкоров Второй мировой, еще один — имя крейсера начала века, а Kaga и вовсе назван в честь авианосца, героя Перл-Харбора, погибшего в Битве при Мидуэй.
Плюс ко всему Япония производит не только высокотехнологичные системы, но и вооружение. В частности, японские противокорабельные ракеты, возможно, одни из лучших в условно «западном» мире, но они при этом крайне мало известны из-за ограничений на экспорт, делающих бессмысленными их рекламу и продвижение.
И все же — по политическим причинам — в естественном, казалось бы, процессе создания полноценного военно-морского флота Японии наблюдаются резкие «провалы».
Например, транспортно-десантные возможности не соответствуют флоту такого размера и уровня развития. Что, впрочем, неудивительно: у японцев отсутствует собственная морская пехота — ее заменой можно считать специализированную амфибийную высокомобильную бригаду (всего одну!), сформированную в составе сухопутных сил самообороны только в 2018 году.
В отличие от вертолетоносцев других стран, которые представляют собой развитие десантных кораблей, японские Hyūga и Izumo — это, в первую очередь, носители противолодочных вертолетов. Соответственно, отличиями в требованиях продиктованы куда более элегантные формы «японцев», их высокая скорость (почти вдвое больше, чем, например, у «Мистраля»). Расплатой же за это стали ограниченные объемы, отсутствие док-камеры и, как следствие, очень слабые десантные возможности.
Эсминцы обладают большим количеством пусковых установок, но несут только зенитные, противокорабельные и противолодочные ракеты — создание или покупку крылатых ракет для поражения наземных целей японское военно-политическое руководство только начало с трудом пробивать.
В результате японский флот обладает многочисленными и современными средствами борьбы с воздушными и морскими целями, но почти неспособен — по крайней мере, пока — «работать по земле». Разумеется, это обусловлено политическими соображениями — демонстративным самоограничением в способностях осуществлять захват территорий.
Но обстановка в мире меняется. Меняется и ситуация в регионе — теперь, в отличие от прошлого раза, Токио выпало оказаться не на второстепенном фронте Холодной войны США и СССР, а в самой горячей точке разгорающейся новой Холодной войны США и Китая. Причем, в тот момент, когда Пекин — похоже, неожиданно для оппонентов — стремительно строит современный флот, который уже является определенно сильнейшим в регионе и вероятно стал бы вторым в мире, если бы китайские моряки были так же активны в дальних походах, как американцы.
Темпы развития китайского флота таковы, что США уже не сдерживают амбиции союзников, как раньше, а напротив, рады их поощрять. Изменяется и внутриполитическая обстановка в самой Японии: новые поколения куда меньше хотят продолжать каяться за грехи дедов, и часть политического истеблишмента уже считает, что стране необходимо играть более активную, подобающую ее экономической величине, роль в мировой политике. Подогревает такие настроения и агрессивная антияпонская пропаганда, которая некоторыми соседями воспринимается как важнейшая часть внутренней повестки — в первую очередь в этом плане отличаются Китай и обе Кореи, но и у других стран региона еще с первой половины ХХ века накоплено к Японии много вопросов.
В общем, пояснять, что эта часть Земного шара накаляется, милитаризуется и разбивается на блоки, нет нужды. Лучшей иллюстрацией тому служат новостные заголовки — в индо-тихоокеанский регион активно устремились даже «старые» европейские державы, казалось бы, покинувшие его после краха колониальной системы.
Лондон, например, в своей постбрекзитной программе построения «Глобальной Британии» ставит на первое место задачу усиления присутствия в регионе. Английский авианосец «Королева Елизавета» в своем первом дальнем походе, который продолжается и сейчас, отправился именно к японским островам и демонстрировал флаг Королевского флота во множестве дружественных портов и на учениях с союзными флотами. А в Южной Корее он еще и рекламирует достижения британских судостроителей — в этой стране идет конкурс по выбору проекта и иностранного партнера по строительству перспективного авианосца для самолетов укороченного взлета и вертикальной посадки F-35B.
Главной международной новостью прошлого месяца, и возможно одной из важнейших новостей года, стало объявление о формировании американо-австрало-британского блока AUKUS, одной из главнейших целей которого
было объявлено строительство австралийского атомного подводного флота. Вызванный этим разрыв Австралией крупнейшего контракта с Францией на строительство неатомных подлодок вызвал крупный дипломатический скандал, но на фоне построения «великой антикитайской стены» американцы, похоже, даже не подумали о ссорах в НАТО.
Япония не просто реагирует на окружающие события, но активно включилась в региональную гонку вооружений. Флот продолжает строиться высокими темпами: планируются заказы новых кораблей, закупаются американские истребители F-35 (японский объем заказов на них — крупнейший после самих США). Развиваются возможности в области авиационной и морской мобильности — Япония первый и пока единственный зарубежный покупатель конвертопланов V-22 Osprey. Есть и собственные программы создания военно-транспортных самолетов и истребителя пятого поколения.
Однако ключевым моментом в этом процессе является для японцев «затыкание дыр» и обретение возможностей, которые ранее отсутствовали. Для флота, судя по всему, планируется строительство крупных универсальных десантных кораблей — крупных вертолетоносцев с док-камерой уже привычного европейского облика. Военно-воздушные силы уже начали закупать крылатые ракеты JSM — формально противокорабельные, но способные эффективно применяться по наземным целям.
Активизировались и разговоры о закупке крылатых ракет для флота. Частично это подается под соусом северокорейской угрозы — якобы подобные средства нужны исключительно для «предпускового перехвата», которыми в последние мгновения перед стартом будут поражены ракетные комплексы КНДР. В этом случае японские крылатые ракеты как бы превращаются из средства борьбы с наземными целями в некую систему ПРО.
Открыто ведутся работы над гиперзвуковыми ракетными комплексами — как противокорабельными (что естественно и ожидаемо), так и предназначенными для поражения наземных целей. Относительно последних имеется трогательное в своей наглости обоснование, что это «средства защиты удаленных островов с небольшим гарнизоном». Мол, некий враг высадит на них десант и будет прямо тут же, на плацдарме, на пляже поражен запущенными с «большой земли» баллистическими ракетами с гиперзвуковыми управляемыми планирующими боевыми блоками-глайдерами. Безусловно, только для этого — никаких неприличных вещей вроде поражения целей на территории противника!
На этом фоне полеты американских F-35B с палубы Izumo — важный символический шаг. Японцы после войны несколько раз серьезно поднимали вопрос о закупке или постройке авианосцев — еще с середины 1950-х годов, когда обсуждалась возможность приобретения американского авианосца. В тот период ВМС США переориентировали ряд кораблей времен войны на решение противолодочных задач, и он оказался бы вполне ко двору. После появления самолета вертикального взлета и посадки Harrier японцы десятилетиями возвращались к возможности его закупки для палубной эксплуатации, и если бы он больше годился для ПВО корабельного соединения, то вероятно покупка даже состоялась бы. Но Токио все же подозревал, что против советских Ту-22 Harrier не будет столь же эффективен как против аргентинцев в Фолклендской войне.
И, наконец, свершилось. Более сбалансированный, многоцелевой истребитель пятого поколения F-35B оказался для японских военных долгожданной находкой. Сыграло свою роль и изменение политической ситуации, сделавшее для Японии допустимым приобретение палубных самолетов с ударными возможностями. Трудно сказать, с какого именно момента вынашивалась эта мысль, но в 2019 году Япония объявила о планах закупки 42 F-35B (в дополнение к чисто сухопутным F-35A) и модернизации двух кораблей типа Izumo под их базирование. А в обозримом будущем стоит ожидать и объявления о планах строительства специализированных трамплинных авианосцев — Izumo все же не имеют требуемых объемов для авиационного топлива и вооружения, применять с них долго более полудюжины истребителей будет неудобно, да и палубу хотелось бы побольше. Очевидно также, что с учетом эксплуатации F-35B будут строиться и универсальные десантные корабли.
Пока Izumo прошел только упрощенную предварительную модернизацию, заключавшуюся, в первую очередь, в установке посадочной сигнализации и усилении палубы, чтобы выдержать высочайшие температуры. F-35B, взлетавший и садившийся на Izumo, тоже не японский (они пока в производстве), а Корпуса Морской пехоты США, из 242-й ударной эскадрильи «Летучие мыши», второй из американских эскадрилий F-35B, развернутых на юге страны. Но то, что американский, даже лучше — демонстрируется лишний раз союзное единство и слаженность. Австралийцы, например, для двух своих универсальных десантных кораблей типа «Канберра» изначально заложили возможность базирования F-35B, хотя закупку самолетов (официально, по крайней мере) пока, не планируют. Зачем? А все для совместных операций с американцами. А теперь, может быть, и с японцами.
Возвращение авианосцев (пусть легких) в японский флот станет важным моментом — особенно с точки зрения разрушения «табу» на расширение его возможностей и превращение в сбалансированный. В свою очередь, вместе с наращиванием ударных возможностей авиации и созданием наземных ракетных комплексов значительной дальности, это изменит облик всех вооруженных сил Страны восходящего солнца. Хотя процесс займет годы, японцы похоже твердо встали на этот путь и не уступят ни австралийцам, ни корейцам свою позицию сильнейшего и важнейшего союзника США в регионе.
Другой вопрос — будет ли это место столь же выгодным и безопасным в XXI веке, каким было во второй половине XX.