Ведущие экономики договорились в Риме о необходимости ограничить повышение температуры 1,5°, но не договорились, как это сделать. Сложные переговоры в расширенном составе продолжатся на этой неделе в Глазго
В воскресенье в Глазго открылся долгожданный климатический саммит, проходящий под эгидой ООН. Он продлится две недели. Первый же день работы показал, что переговоры будут непростыми. Саммит, очевидно, продолжит развивать результат, достигнутый предварявшим его саммитом G-20. В Риме руководители 20 ведущих экономик планеты, на долю которых приходятся три четверти всех выбросов парниковых газов, пытались договориться как в обычном, так и в виртуальном формате о том, как выполнить решения, принятые на климатическом саммите в Париже шесть лет назад. Переговоры в Риме показали, насколько трудными будут переговоры в Глазго. В столице Италии удалось договориться только о прекращении финансирования строительства за границей новых электростанций, работающих на угле,
Уезжая из Рима, генсек ООН Антониу Гуттереш не мог скрыть своего разочарования: «Я покидаю Рим с неосуществившимися надеждами. Утешает, что они не похоронены».
Президент США Джо Байден по привычке подверг критике Россию с Китаем и добавил к ним Саудовскую Аравию, которые, по его мнению, в отличие от западных стран не взяли на себя достаточно высоких обязательств по борьбе с изменениями климата.
Главная проблема, естественно, в деньгах. Труднее всего, похоже, будет договориться о том, как поделить между развитыми и развивающимися странами громадные расходы, необходимые в предстоящие десятилетия для ограничения и в конечном счете обнуления углеродных и иных вредных выбросов в атмосферу, о чем было договорено в 2015 году на климатическом саммите в Париже.
США с Европой настаивают на том, чтобы Китай, Индия и другие крупные развивающиеся экономики не отказывались от согласованных в Париже ограничений выбросов. Развивающиеся страны, в свою очередь, считают, что больше должны делать именно развитые экономики и требуют от них увеличения финансовой помощи.
В заключительном коммюнике Римского саммита нет новых обязательств по постепенному сокращению членами G20 использования угля и других видов ископаемого топлива. Единственная серьезная договоренность, достигнутая в столице Италии, касается прекращения строительства новых угольных электростанций за границей, кроме оборудованных технологией захвата и складирования выбросов СО2. Кроме этого, страны из группы G20 впервые пообещали «существенно сократить выбросы метана».
Члены G20 подтвердили свою приверженность Парижскому соглашению по климату, согласно которому рост средней температуры на планете не должен превысить 1,5°С по сравнению с температурой до промышленной революции. Впервые за 6 лет, миновавшие после Парижского саммита, страны G20 подчеркнули, что главной целью должны стать 1,5° и что в течение этого десятилетия члены G20 должны предпринять дополнительные усилия в борьбе с изменениями климата на Земле.
Как ограничиться полутораградусным ростом, в Риме не решили. Между тем, по данным ООН, при текущих программах сокращения выбросов парниковых газов речь будет идти даже не о двухпроцентном росте температуры, а о росте на 2,7°.
Не смогли участники Римского саммита договориться и о крайних сроках обнуления углеродных выбросов. Гуттереш говорил о 2050 годе, лидеры Китая, крупнейшего производителя парниковых газов, а также России и Индии планируют сделать это к 2060 году. Поэтому в заключительном коммюнике саммита говорится об обнулении углеродных выбросов «к середине века или около того». Это явный шаг назад, потому что в 2015 г. все страны собирались сделать это к 2050 году.
Развитые страны пока не выполнили обещание выделять развивающимся странам ежегодно по 100 млрд долларов на постепенный отход от ископаемых видов топлива и на смягчение последствий этого отказа. В Париже обещали выйти на 100-миллиардное финансирование к 2020 году, сейчас дата изменена на 2023 год.
По словам британского премьера Бориса Джонсона, ключевым препятствием на пути достижения согласия в Глазго будут деньги. Индийский премьер Нарендра Моди попросил развитые страны отдавать развивающимся странам для облегчения перехода к чистой энергетике 1% от своего ВВП. Джонсон считает, что «в краткосрочной перспективе» это (1% от ВВП) маловероятно. Он лишь выразил надежду, что в Глазго приедут частные инвесторы, которые помогут бедным странам с переходом к чистой энергетике.
Мнения участников Римского саммита о результатах встречи не совпадают. Дорабатывающая последние дни на посту федерального канцлера ФРГ Ангела Меркель считает финальное коммюнике «хорошим сигналом для Глазго», а вот премьер-министр Канады Джастин Трюдо выразил разочарование вялым документом. Глава итальянского правительства Марио Драги, хозяин Римского саммита G20, тоже считает встречу успешной. Китайский руководитель Си Цзиньпин, не покидавший КНР почти два года, потребовал в онлайн режиме от развитых стран выполнения обещаний по финансированию перехода к чистой энергетике.
Что касается остальных вопросов, стоящих в повестке саммита, и в первую очередь борьбы с пандемией, то лидеры 20 наиболее развитых экономик планеты поставили цель – вакцинировать к лету 2022 года как минимум 70% населения планеты.
Вашингтон и Брюссель договорились в Риме об отмене Америкой тарифов на сталь и алюминий из Европы. Еще одним важным итогом Римского саммита G20 можно считать утверждение глобального минимального корпоративного налога.