На выборах в Японии правящая партия поменяла лидера и удержала власть.
В минувшее воскресенье в Японии прошли выборы в Сюгиин - нижнюю палату парламента. Правящая Либерально-демократическая партия (ЛДП) получила 261 место из 465, а вместе со своим младшим партнером - правоцентристской буддистской партией «Комэйто» — либерал-демократы теперь контролируют 293 места.
Такие результаты голосования многие эксперты оценили как предсказуемые, однако при внимательном рассмотрении в итогах выборов можно обнаружить немало «тихих сенсаций». О том, что стало неожиданным в результатах нынешних выборов, рассказал Expert.ru заведующий кафедрой востоковедения МГИМО, председатель Межрегиональной общественной организации «Ассоциация японоведов», член Европейской ассоциации японоведения (EAJS), главный редактор ежегодника «Япония» Дмитрий Стрельцов.
- Были ли в результатах парламентских выборов в Японии неожиданности, и если да, то какую из них можно назвать главной?
- На этот вопрос нет однозначного ответа. Для меня лично неожиданностью стали масштабы успеха правящей Либерально-демократической партии (ЛДП). Я ожидал, что сокращение уровня ее электоральной поддержки будет более ощутимым. Однако ЛДП удалось не только получить большинство в нижней палате, но и приблизиться к результату прежних выборов — партия потеряла всего 15 мест. Это гарантирует либерал-демократам возможность получить посты председателей во всех постоянных комиссиях нижней палаты. Партия может позволить себе проводить свою политику независимо от мнения оппозиции и в меньшей степени, чем ожидалось, балансировать, учитывая мнение оппонентов.
Можно было ожидать, что на фоне неудач правительства в борьбе с пандемией и с учетом низкой популярности предыдущего кабинета произойдет существенное снижение электоральных результатов ЛДП. Многие наблюдатели прогнозировали, что партия не получит даже простого большинства в нижней палате и предполагали, что достичь его можно будет только за счет коалиции с «Комейто». Однако этого не произошло — ЛДП подтвердила свой статус в качестве правящей партии.
Думаю, что это связано с воздействием целого ряда факторов, но ключевую роль сыграло то, что ЛДП удалось своевременно поменять лидера. Внимание медиа было переключено на его личность и кадровую политику, на действия членов нового кабинета. Здесь следует подчеркнуть, что в Японии новый кабинет традиционно пользуется определенным кредитом доверия. В результате внимание избирателей удалось переключить на позитивные ожидания, связанные с формированием нового правительства.
Второй сенсацией состоявшихся выборов можно назвать успех Партии обновления. До выборов у нее было всего 11 мест в нижней палате. На этот раз экспертное сообщество сходилось во мнении, что партия совершит качественный скачок, но результаты превзошли все ожидания. Партия обновления получила 40 мест — практически все мандаты в малых округах в районе Кансай, где позиции партии особенно сильны, были получены ее кандидатами. Они победили здесь даже представителей ЛДП.
Но в целом результат этих выборов я оцениваю как ожидаемый. За ним стоит нежелание японцев менять что-то в политической сфере, их консерватизм, недоверие к любым революционным изменениям и тем более нежелание прихода революционных сил к власти.
- Как итоги выборов могут повлиять на баланс сил внутри правящей партии?
- Этот баланс уже сложился. Если бы Кисида проиграл, если бы ЛДП не получила абсолютного большинства в нижней палате, то его шансы на длительное пребывание на посту премьера значительно сократились бы. Более того, в этом случае был возможен вариант, при котором Кисида вскоре после выборов утратил бы должность главы кабинета и позицию лидера партии, взяв на себя ответственность за произошедшее. Но этого не случилось. Кисида — достаточно новая фигура в мире японской политики.
Конечно, он обладал определенной узнаваемостью и раньше, но на фоне других политических тяжеловесов он представляется скорее новичком. И как раз за счет этого общественные ожидания были в какой-то степени удовлетворены.
Что касается прочих изменений внутри партии, то следует отметить совершенно неожиданное поражение на выборах в малом округе нового генсека ЛДП Амари. (В правительстве Синдзо Абэ в 2012—2016 гг. он занимал пост министра по восстановлению экономики — прим. ред.). Такая неудача — проигрыш действующего генсека ЛДП в малом округе —выглядит небывалым позором для японского политика его уровня. Наблюдатели связывают поражение Амари с тем, что японские избиратели достаточно злопамятны. Предполагается, что они вспомнили о финансовых скандалах пятилетней давности, связанных с фигурой генсека. В результате Амари пришлось подать прошение об отставке, подтвердив таким образом, что японская политика все же требует от вовлеченных в нее персонажей определенной чистоты репутации.