И дело тут не только в климатических и территориальных условиях России
В настоящий момент в России производится около 350 тыс. тонн водорода. Кроме того, его можно получать из природного газа, по запасам которого страна является мировым лидером. Заместитель министра промышленности и торговли РФ Александр Морозов уверен, что рынок водородных автомобилей в России гораздо перспективнее, чем электрических. В интервью журналу «Эксперт» он рассказал, за счет чего себестоимость «водородомобиля» себя оправдает.
«Немецкие специалисты смоделировали и сравнили экологическое влияние электрической машины на аккумуляторе и электрической машины, работающей на водородных элементах, на городскую среду мегаполиса. Когда по городу едет электромобиль, он создает сильные электромагнитные волны. Но когда в их модели ехала водородная машина, картинка была совершенно другая. Эта машина забирала с улицы воздух, фильтровала, очищала и, самое главное, увлажняла его. При этом совокупное электромагнитное влияние машины было значительно меньшим», — рассказал Морозов.
По его словам, электромобили целесообразно внедрять в регионах с мягким, теплым климатом и в мегаполисах, где можно организовать плотную сеть зарядных станций. А когда речь идет о перевозках в условиях климата и расстояний России, водород будет гораздо эффективнее.
При этом замминистра отметил, что себестоимость водородного автомобиля вовсе не заоблачна и оправдывает себя. Низкотемпературный топливный элемент нагревается не выше 80 градусов, и в нем нет ни одного трущегося элемента, а значит нет шансов, что какая-то деталь изотрется или заклинит. Энергия не теряется ни на трение, ни на обогрев окружающей среды, и как результат — более высокий КПД.
«Топливный элемент — это полимерная полупроницаемая мембрана и тонкий слой электродов (сегодня их наносят методом напыления). Металлов, в том числе редких, там меньше, чем в нейтрализаторе выхлопных газов», — пояснил Морозов.
Кроме того, по его словам, сейчас разрабатываются технологии производства водорода из природного газа с выделением углерода не в виде СО2, а в виде чистого углерода, из которого на 80% состоят автомобильные покрышки. Углерод в этой химической реакции может быть связан еще более изящным способом — из нескольких молекул природного газа получаются несколько молекул водорода и молекула этилена, а это базовое химическое вещество для любого органического синтеза, например, полиэтилена.
Как писал «Эксперт», несмотря на то, что электрический транспорт сам по себе является гораздо более экологичной альтернативой машинам с двигателями внутреннего сгорания, его часто критикуют за три вещи. Во-первых, это электричество, которым заряжают батареи электротранспорта: в подавляющем большинстве случаев оно производится либо угольными, либо газовыми электростанциями. Во-вторых, сами литиевые батареи вызывают много вопросов: от экологичности их производства, до дальнейшей утилизации. Кроме того, возникают вопросы и к конечному КПД такого транспорта: по дороге от источника до электродвигателя теряется много электроэнергии как во время передачи, так и во время трансформации, происходящей во время зарядки – разрядки батареи.