Кому в России платят больше всего

Многочисленные и широко распределенные по стране вакансии, которые вы могли бы занять

Читать на monocle.ru

Цифровизация просит людей

По данным сервиса по поиску работы SuperJob, сегодня наиболее высокооплачиваемыми в российских городах с населением от 500 тыс. до 1 млн человек являются профессии программистов, инженеров, руководителей среднего звена и менеджеров по продажам. Как сообщает ТАСС со ссылкой на текст исследования, зарплаты для таких специалистов варьируются в диапазоне 65-150 тыс. рублей.

Топ возглавили программисты (65-150 тыс. рублей), руководители среднего звена (80-150 тыс. рублей), менеджеры по продажам (50-120 тыс. рублей), инженеры (55-110 тыс. рублей) и торговые представители (50-60 тыс. рублей). В Ижевске, Рязани, Липецке наиболее оплачиваемая профессия — врач (70-90 тыс. рублей). В Тюмени, Ижевске, Набережных Челнах, Астрахани — квалифицированный рабочий (70 тыс. рублей).

Менеджеру по закупкам нефтепродуктов в Ульяновске предлагают 250 тыс. рублей в месяц. Ему предстоит работать с поставщиками, планировать и контролировать отгрузки. Требуется понимание рынка. Работодатель готов помочь с переездом иногороднего в Ульяновск, готов обсуждать и формат частичной удаленки. Соискатель должен иметь опыт профильной работы от двух лет.

В Барнауле главному энергетику с опытом от трех лет предлагают от 150 тыс. рублей. Ему предстоит работать в крупной сибирской торговой сети: контролировать строительство инженерных сетей и ведение документации, взаимодействовать с подрядчиками и надзорными организациями. Работодатель предупреждает о частых командировках по округу, обещает бесплатное питание, компенсацию по связи и автомобилю.

Мебельный производитель в Пензе ищет директора по развитию на зарплату от 150 тыс. рублей с полным соцпакетом и компенсацией проживания. А в сфере коммерческой медицины врачу-онкологу в Ижевске с опытом работы от шести лет предлагают от 95 тыс. рублей в месяц, заведующему аптекой в Тюмени - от 50 тыс., заместителю главного врача в Иркутске — 90 тыс., а офтальмологу в Рязани — 70 тыс. в месяц.

Пандемия обнажила запрос на автоматизацию бизнес-процессов, что только укрепило спрос на программистов, подтверждает директор по развитию бизнеса «Рокет Ворк» Сергей Сухоставец. При этом, по его словам, сфера эта испытывает сейчас достаточно серьезный дефицит кадров. Потому что технологический стек меняется слишком быстро, запрос на кадры растет, а классические университеты не поспевают готовить кадры. Так, по оценкам Минцифры IT сектор сейчас нуждается в дополнительных кадрах — от 500 тыс. до 1 млн человек.

В ближайшую пятилетку тренд на цифровизацию «попросит» еще примерно 2 млн специалистов, указывает эксперт. И понятно, что острее всего нехватка сказывается на Москве, где сосредоточены более 70% крупнейших компаний. Но «удаленка» открыла возможность региональным специалистам получить работу в московской компании. Высокий спрос на рынке и подключение к гонке за кандидатов столичных компаний и спровоцировали рост зарплат в регионах.

А зарплаты продажников в кризис вообще растут традиционно. Закрываются одни направления сбыта, снижается покупательская активность в целом и бизнес нуждается в спецах, которые могли бы вернуть просевшие объемы продаж.

В каких сферах еще ждать повышения зарплат в регионах? Вслед за работниками интеллектуального труда зарплаты продолжат расти у линейного персонала и «синих воротничков», прогнозирует Сергей Сухоставец. Так как и стройка, и сфера мобильности, сфера услуг, ЖКХ, ритейл — все испытывают потребность в кадрах из-за оттока мигрантов и демографической ямы, в которую мы вот-вот скатимся. А там где есть спрос — растут и зарплаты.

Балансировка дисбалансов

В условиях восстановительного постпандемийного роста и перспектив кардинального изменения технологического уклада экономический механизм работает по сетевому принципу «включения-исключения», отмечает преподаватель Высшей школы управления финансами Анатолий Гожий. Так, люди определенных профессий, представляющие особую ценность для развития бизнеса всех уровней, включаются в систему распределения создаваемой добавочной стоимости. В то же время все специальности, не отвечающие критериям системной значимости, выпадают из рыночного распределения общественного богатства.

Это приводит к существенным диспропорциям в уровнях зарплат наемного персонала. Так, цифровизация превратилась в объективную реальность, что стимулирует возрастающую потребность экономики в высококвалифицированных программистах. Без постоянного поддержания ПО на определенном уровне становится невозможным перспективное развитие ни одной отрасли хозяйства. Любой программный сбой или кибератака трансформируются в многомиллионные убытки из-за разрыва логистических цепочек и нарушений в производственном процессе. И ощутимое смещение потребительских приоритетов в сторону онлайн-сервисов (в сферах торговли и финансовых услуг), служит дополнительным фактором поддержания зарплат IT-специалистов на высоком уровне.

Цифровая эволюция, констатирует Анатолий Гожий, требует определенного соответствия со стороны внутренней организации предприятий (производственных, торговых, финансовых). Негативный эффект от архаичной управленческой структуры или «допотопного» клиентского сервиса неспособно компенсировать даже самое совершенное программное обеспечение. Отсюда спрос на руководителей среднего звена, способных осуществлять непосредственное регулирование жизнедеятельности бизнес-структур, а также потребность в торговых специалистах.

В то же время, отмечает эксперт, имеют место и отраслевые кадровые диспропорции, связанные со сложившимися особенностями функционирования отдельных сегментов хозяйственной системы, что определяют скачки в доходах наемных работников в данных отраслях. Так, строительные компании в ряде регионов (чей бизнес имел своей основой дешевый труд мигрантов) стараются восполнить дефицит квалифицированных рабочих существенным повышением оплаты труда.

Эпидемия коронавируса высветила серьезнейший разрыв в уровне медицинского обслуживания между различными территориями нашей страны. Нехватка медицинских кадров, которая особенно сильно ударила по дотационным регионам (а их у нас большинство), в конце концов сместила акцент в использовании федеральной помощи по борьбе с пандемией в сторону компенсации трудозатрат персонала больниц и поликлиник.

К сожалению, говорит Анатолий Гожий, трудовая миграция в России (как межотраслевая, так и географическая), не отличается высокой мобильностью, что постоянно провоцирует устойчивый дисбаланс на рынке труда. В этих условиях резко возрастает роль государства как в плане подготовки кадров, необходимой для перспективного развития экономики, квалификации, так и в формировании на территории страны единых жизненных стандартов для стимулирования трудовой миграции.