Американские сенаторы пытаются уговорить власти Китая распечатать стратегические запасы нефти.
Утро 17 ноября началось для сырьевого рынка с негатива. Стоимость январских фьючерсов на нефть Brent снизилась на 0,85%, до 81,73 доллара за баррель. Цена декабрьских фьючерсов на нефть WTI упала на 0,82%, до 80,10 доллара за баррель. Основной причиной падения цен стали заявления представителей администрации США о намерении начать продажи нефти из стратегического резерва.
Более того, пишет Finmarket, президент США Джо Байден в ходе виртуального саммита с председателем КНР Си Цзиньпином призвал его также продать нефть из резервов страны.
«Если Китай пойдет здесь на сотрудничество с США, чтобы опустить цены на нефть, можно будет говорить о "медвежьем" факторе для рынка», — отмечает аналитик по сырьевому сектору Samsung Futures Inc. Ким Кванграе.
Не слишком оптимистично восприняли инвесторы и данные по запасам нефти в Америке. Так, по данным Американского института нефти (API), в стране на прошлой неделе был отмечен рост запасов на 655 тыс. баррелей (неделей ранее они упали на 2,485 млн баррелей). Статистика от API показала рост запасов дистиллятов за прошлую неделю на 107 тыс. барр., тогда как запасы бензинов упали на 2,8 млн барр.
Цены на нефть Brent не смогли реализовать попытки отскока и снова перешли к снижению, опустившись ниже 82 долл./барр., подтверждает управляющий эксперт центра аналитики и экспертизы Промсвязьбанка Екатерина Крылова. Крепкий доллар и активизировавшиеся разговоры властей о необходимости распечатывания стратегических запасов оказали давление на сырье.
Сегодня, напоминает аналитик, выйдут данные от Минэнерго США, более информативные с точки зрения ситуации со спросом. Уже давно считается, что чрезмерно высокие цены на энергоносители провоцируют всплеск инфляционных ожиданий и в перспективе могут привести к ослаблению потребительской активности и торможению мировой экономики. Если эти опасения будут сохраняться в ближайшее время на рынке, то цены на нефть Brent могут скорректироваться к более оправданным фундаментально уровням. По оценке ПСБ, они составляют 75-80 долл./барр.
Утром 17 ноября цены на нефть на утренних торгах демонстрируют понижательную динамику, теряя 0,9% и подбираясь второй раз за неделю к важнейшей зоне поддержки 80-81 долларов за баррель Brent, констатирует старший аналитик компании Esperio Антон Быков. Это говорит о сохраняющемся давлении на нефтяные котировки в свете висящей дамокловым мечом угрозы товарных интервенций со стороны США, считает он.
Эксперт, кроме того, обращает внимание на весьма странную информационную картину нефтяного рынка: вчера, 16 ноября, генеральный секретарь ОПЕК Мохаммад Баркиндо сделал неожиданное заявление о том, что уже в декабре 2021 года, то есть буквально через несколько недель, рынок нефти может столкнуться с переизбытком предложения. Конкретных причин Баркиндо не назвал, заявив лишь о рисках на стороне спроса из-за замедления темпов роста мировой экономики в 2021 и 2022 году. Неожиданность заявления генсека ОПЕК связана, впрочем, не столько с озвученными рисками для экономического роста — данные по ВВП за третий квартал 2021 года в США, Китае и Японии, трех крупнейших экономиках мира, наглядно и доходчиво показывают, что пик восстановительного роста уже пройден. Слова Мохаммада Баркиндо вызывают удивление потому, что еще в начале ноября Goldman Sachs оценивал дефицит рынка нефти в 2,5 млн баррелей в сутки.
В ноябре-декабре 2021 года ОПЕК+ в лучшем случае добавит 800 тыс. б/с, и то в этом есть большие сомнения, учитывая, что в октябре 2021 года увеличение добычи было меньше плановых 400 тыс. б/с на 16%, рассуждает Быков. Еще 100 тыс. б/c до конца 2021 года могут добавить страны, не входящие в ОПЕК+. Итого 900 тыс. б/с — максимум увеличения в 2021 году, и откуда возьмется еще 1,6 млн б/с — вопрос. Либо генсек ОПЕК готовит нефтяной рынок к товарным интервенциям со стороны США, Японии и Китая (в одиночку США такой объем явно не потянуть), либо в оставшиеся полтора месяца 2021 года он ожидает резкого ухудшения эпидемиологической обстановки в мире, предполагает эксперт.
Нужно признать, указывает Быков, что оба варианта вполне вероятны, учитывая предложение Джо Байдена Си Цзиньпину начать совместные продажи нефти из госрезервов. Китайская сторона не возражала, но взяла паузу для изучения вопроса. Япония ранее тоже выражала готовность присоединиться к «крестовому походу» США против дорогой нефти. Судя по последним заявлениям администрации Байдена, товарные интервенции начнутся уже на следующей неделе, вопрос будет ли в них участвовать Китай или нет, остается открытым. Но именно уровень поддержки операции США и состав участников во многом и определят психологический эффект, который действия США окажут на участников торгов и нефтяные котировки.
Заболеваемость COVID-19 в Европе и США тоже начинает расти, продолжает эксперт. Однако пока не понятно ни то, насколько серьезной может оказаться новая волна заболеваемости (с учетом высокого уровня вакцинации), ни то до какой степени серьезными могут оказаться ее последствия для экономической активности и спроса на энергоносители — с учетом начала отопительного сезона в Европе и сохраняющихся проблем с поставками природного газа.
Поэтому до следующей недели, когда США, возможно, начнут свою операцию по принуждению нефтяного рынка к более низким ценам, котировки вряд ли смогут выйти за пределы 81-83,50 доллара за баррель Brent. Преимущественно, они будут реагировать на локальную внутриотраслевую статистику, которая выйдет как раз сегодня во второй половине дня, а также на данные по инфляции в Великобритании, еврозоне и Канаде.
Как ожидается, в отчете о запасах сырой нефти в США от Минэнерго (EIA) мы увидим рост на 1,39 млн баррелей, а в контексте октябрьской инфляции в Великобритании, еврозоне и Канаде — резкое ускорение темпов роста цен, что повысит вероятность ужесточения монетарных политик центральных банков этих стран и блоков, а также создаст риски охлаждения их экономик и потребления энергоносителей.
Оба блока статистики, заключает Антон Быков, могут подтолкнуть нефтяные котировки до конца текущей недели к еще одному тесту нижней границы диапазона 81-83,50 за баррель Brent, но пробить ее они вряд ли смогут, пока США не начнет свой «крестовый поход» против высоких цен на нефть.