Казалось, что, хотя бы в космосе, если уж не на Земле, еще возможно вполне мирное сотрудничество России с Западом. Но нет, и в космосе уже скандалы.
Такого «взаимодействия», какое возникло между Москвой и Вашингтоном по поводу космического мусора, якобы потенциально угрожающего МКС, не было, пожалуй, со времен холодной войны. Все началось с заявления НАСА о том, что Россия провела испытание противоспутникового оружия, в результате чего образовалось более полутора тысяч обломков космического мусора, которые угрожают МКС, и ее обитатели даже вынуждены были укрываться в своих наименее уязвимых модулях.
Госдеп назвал действия России «опасными и безответственными». А французское Минобороны употребило даже термин «вандалы» — аналог отечественного выражения «обезьяна с гранатой». На что последовала оперативная реакция Сергея Лаврова в стиле poker face: заявления США об испытании Россией оружия в космосе были названы «лицемерием» (заметим, что термин «лицемерие» не тождественен слову «ложь»). Глава МИД РФ также заявил, что у США нет никаких доказательств испытания Россией противоспутникового оружия.
И действительно, доказательства появились спустя лишь несколько часов — в виде заявления ведомства Сергея Шойгу о том, что были «проведены испытания перспективной системы», в результате которых был сбит старый не работающий советский спутник «Целина», болтавшийся на орбите с 1982 года. Заметим опять же, термины «противоспутниковое» или «космическое оружие» употреблены не были. Так что, как говорится, не подкопаешься. Кроме того, Минобороны РФ заверило, что тщательно проанализировало и смодулировало траекторию движения мусора и пришло к выводу, что, вращающийся на орбите на 40-60 км выше МКС и к тому же по орбите с другим наклонением, никакой угрозы он ей не представляет.
После чего уже официальный представитель российского МИД Мария Захарова заявила, что Россия уничтожила на орбите недействующий спутник «Целина-Д» «в рамках плановых испытаний» (не сказав, чего испытаний). Эти испытания не нарушили международные договоренности и не угрожали другим космическим аппаратам.
Вся эта история — один из ярких примеров взаимного лукавства (нет, не лжи), недомолвок, умолчаний и манипуляций фактами, которые стали доминирующими чертами в отношениях России и Запада и являются продуктом тотального недоверия, нарастающей и уже зашкаливающей враждебности и жонглирования двойными стандартами на фоне превращения политики вообще и дипломатии в частности в разновидность «инфотеймента» на потребу широкой публики.
Судите сами: обломки мусора от «Целины» действительно не представляют опасность для МКС. Сейчас. А когда они опустятся ниже к Земле на эти самые 40-60 км под воздействием гравитации, то последуют новые заявления политиков. Россия действительно не нарушала никаких международных договоренностей, проводя «испытания перспективной системы». Поскольку никаких таких договоренностей нет в принципе, а Договор о космосе 1967 года носит самый общий характер. К тому же спутник чисто технически могла сбить какая-нибудь С-500, которая ни к космическому, ни к противоспутниковому оружию не относится. Формально все так, но, как говорится, «все же все понимают».
И тот же Лавров, между прочим, говорит сущую правду, когда напоминает, что сами США «уже многие годы игнорируют инициативу России и Китая о подготовке договора о предотвращении гонки вооружения в космическом пространстве». А еще американцы в 2020 году создали отдельное космическое командование и приняли стратегию по космосу, одна из главных целей которой сформулирована как создание комплексного военного преимущества в космическом пространстве. И Пентагон без всякого оповещения кого бы то ни было испытывает на орбите ударно-боевые средства, включая вывод на орбиту средств противоракетной обороны. В частности, еще в далеком 2008 году США сами в первый раз сбили спутник на орбите — между прочим, в ответ на аналогичные действия Китая годом ранее. В 2019 году такие испытания провела Индия, но тогда почему-то столь резких заявлений со стороны Запада не было. Правда, и орбиты сбитых спутников пролегали ниже той же МКС.
И вообще, на околоземной орбите вращается около 9500 тонн космического мусора. Его размеры разнятся от 10 см и более (отслеживается 36500 таких объектов), от 1 до 10 см (миллион объектов) и от 1 мм до 1 см (330 млн объектов). И это не считая более 12,1 тысяч спутников. И как вы понимаете, далеко не за весь этот объем «отвечает» именно Россия. Но, как говорится, есть российский мусор, который «особенно опасен», и есть тот, который описывается известным мемом «это другое».
Но спустимся на Землю. Здесь другой «кейс» — газопровод «Северный поток — 2». Он построен, началась его сертификация германским регулятором. И вдруг — какая неожиданность — она приостановилась. Оказывается, для ее возобновления и соответствия европейскому и немецкому законодательству необходимо создание компании-оператора. Базирующийся в Швейцарии нынешний оператор должен теперь передать активы немецкой «дочке», после чего подать документы заново. Мало того: произошла и еще одна неприятность для «Газпрома»: допуск Украины в лице «Нафтогаза» и LLC Газотранспортной системы Украины к процессу сертификации. Они имеют право давать свою оценку, хотя не имеют права вето.
Вроде бы речь идет о чисто бюрократических моментах. Однако их неожиданное проявление именно теперь чудесным образом совпало с драматическими событиями на белорусско-польской границе и, в частности, с резонансными заявлениями Лукашенко о том, что он в пылу схватки с поляками может перекрыть газопровод «Ямал-Западная Европа». А в этой самой Европе всегда так получается, что вроде бы политики (политизации) формально и нет, но на деле трудно отделаться от ощущения, что именно она является главной подоплекой происходящего. В такой ситуации не станут сюрпризом и обвинения «Газпрома» уже на судебном уровне (а уж из уст отдельных политиков, прежде всего, Восточной Европы, такие обвинения стали просто дежурными фразами) в том, что именно он и больше никто стоит за нынешним энергетическим кризисом в ЕС и взлетом цен на энергоносители.
Что же до самого миграционного кризиса в Белоруссии, который воспринимается на Западе однозначно как проявление очередной атаки в «гибридной войне» со стороны Востока (Москва плюс Минск), то тут остались лишь единичные каналы внятной коммуникации: Путин — Меркель, Путин — Макрон. И все. Не работают и даже не задействованы никакие из созданных ранее каналов коммуникации России и ЕС, не говоря уже о НАТО, с которым вообще связи даже формально прекращены. Вместо этого — информационная война силами пропагандистских ландскнехтов, где мерзнущие на границе беженцы — лишь пешки (или «патроны») в запредельно циничной словесной «перестрелке» сторон. Трудно себе даже представить на этом фоне, скажем, встречу — или хотя бы телефонный разговор — между лидерами Белоруссии и России с одной стороны и Польши и стран Балтии с другой. Не просматривается вообще цели договориться — ни с одной из сторон. Есть цель «нагнуть», «уесть», «показать в неприглядном свете», «создать трудности на разных направлениях» и т. д.
Как бы походя, в борьбе Европы за отстаивание своих границ от нашествия «варваров», причем именно на белорусском направлении (заметим, что на пике миграционного кризиса в 2015-16 годах через Грецию и Италию в Европу проникало в сутки примерно столько же нелегалов, сколько сейчас всего скопилось на белорусско-польской границе) появилось такое дивное явление, как поправки в Международный воздушный кодекс. Реализуемые не юридически, а по факту политического давления. Авиакомпании, летающие с Ближнего Востока, заявили, что отказываются перевозить граждан целого ряда стран — Сирии, Йемена, Ирака, Афганистана. То есть у человека есть виза и билет, а в посадке на борт ему отказывают. Просто потому, что у него паспорт «неугодного государства». Это новое слово в борьбе за права человека.
На этом же фоне взаимного лицемерия вполне понятны и проволочки со стороны России и ЕС не только с взаимным признанием вакцин от коронавируса, но и национальных сертификатов о вакцинации. Практика сугубо санитарных ограничений — такая, какой она складывается в ЕС и США с одной стороны и в России с другой — уже привела к созданию трудно преодолимого «санитарного занавеса», который по прочности может посоперничать с «железным занавесом» времен холодной войны.
В результате вся дипломатия и общий тон общения по линии Россия — Запад превратились вместо сколь-либо содержательного (пусть и проблемного) диалога в дежурное, порой доходящее до истерики, переругивание на грани оскорблений, обмен инвективами, которые противоположная сторона неизбежно воспринимает как лукавые и лживые, как проявление двойных стандартов. И в любом случае не заслуживающими никакого внимания, если только за этим не следует грубый нажим (санкции или угроза военной силы). Им бы поостыть, но похоже, что объятия, такие, в которых душат, становятся только горячее.