Цены на нефть ускорили снижение. В ходе прошедшей сессии цена за баррель смеси Brent впервые с начала октября опустилась ниже 80 долларов. Сегодня утром снижение продолжилось. Для многих, судя по комментариям экспертов, такое резкое снижение стало неожиданностью. Впрочем, нисходящий тренд длится уже с конца октября, тогда котировки достигали 86 долларов.
Поводом для массовых распродаж отчасти стали данные по запасам в США.
Однако традиционные цифры по коммерческим запасам сырой нефти и бензина не вызывали никакой тревоги. Напротив, эти запасы за неделю снизились, да и добыча в Штатах сократилась.
Однако участники торгов обратили внимание на другой фактор - снижение стратегических запасов, причем до минимального уровня с 2003 года. Это косвенно говорит о том, что Штаты начали активно продавать дополнительные объемы нефти из своего хранилища. О готовности проводить интервенции говорится уже достаточно давно.
Кроме того, масла в огонь подлили СМИ. Так, по информации агентства Reuters, в последние недели президент США Джо Байден и его ключевые помощники обсуждали вопрос скоординированных продажах нефти из резервов с основными союзниками, включая Японию и Южную Корею, а также с Индией. Кроме того, в ходе виртуальной конференции с председателем КНР Си Цзиньпином Байден предложил совместные продажи нефти из резервов. И хотя Пекин не заявлял о готовности поддержать эту идею, новость подогрела спекулятивную игру на понижение.
Усугубила ситуацию на нефтяном рынке и ситуация с коронавирусом в мире.
Похоже, набирает силу очередная волна COVID-19. В Европе заболеваемость растет рекордными темпами. В Германии, например, за минувшие сутки зафиксировано более 52 тысяч новых случаев - это вдвое больше, чем на пике самой масштабной, третьей волны. Заболеваемость в Австрии держится выше 10 тысяч случаев сутки и также бьет рекорды за все время пандемии. Схожая ситуация и во Франции. Все это вызывает опасения снижения спроса на топливо. Даже все еще сохраняющийся энергетический кризис в Европе на время отошел на второй план.
В целом же, снижение цен на нефть выглядит вполне логичным. Страны-участницы ОПЕК+ все же каждый месяц увеличивают добычу на 400 тысяч баррелей в сутки и сами же говорят о профиците на рынке уже в начале следующего года.
Тем не менее, цены на газ в Европе, которые были одним из драйверов дополнительного спроса на “черное золото, до сих пор держатся выше 1000 долларов за тысячу кубометров, а накануне и вовсе достигали 1150 долларов.
Кроме того, буквально на днях были отмечены крайне любопытный сделки на рынке опционов. Какие-то крупные игроки сделали ставку на то, что в конце 2022 года цены на нефть достигнут 250 долларов. В это сложно поверить, однако факт такой достаточно крупной сделки имеет место. Ее эквивалент 5 миллионов баррелей.
Речь идет о покупке так называемого колл-спреда в $250–300 страйках в опционах на нефть марки Brent.
При этом агентство Bloomberg отмечает, что контрактам на Brent предшествовали сделки в колл-опционах на нефть WTI, покупатели которых рассчитывают, что стоимость барреля этой марки достигнет $200–215. Стоит также отметить, что просто так провести сделки с опционами с таким далеким от текущих уровнем цен нельзя, они требуют согласования с биржами.
Рубль тем временем отыгрывает потери. Даже сильное падение цен на нефть не смогло помешать российской валюте укрепиться. По итогам среды валютные пары доллар/рубль и евро/рубль снизились на 63 и 85 копеек соответственно.
Главная причина - скорое начало налогового периода, и экспортеры традиционно продают большие объемы валюты для уплаты НДПИ и других налогов. Только на следующей неделе по оценкам экспертов компаниям предстоит перечислить в бюджет 800 млрд рублей налога на добычу полезных ископаемых. Ослабевший на прошлой неделе рубль делает эти операции еще более выгодными.
Стоит добавить лишь, что рубль часто выступает опережающим индикатором для нефтяного рынка, то есть падает еще до снижения цен на нефть и укрепляется, соответственно, до ее роста. Так что, вполне возможно, внезапный провал нефтяных цен не продлится долго.