12 ноября в Глазго завершила свою работу 26-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP-26). В рамках конференции было объявлено, что более 40 стран, включая Великобританию, Польшу, Южную Корею и Вьетнам, взяли на себя обязательство в рамках Глобального заявления о переходе на экологически чистую энергетику отказаться от угольной энергетики в 2030-х годах для крупных экономик или в 2040-х годах во всем мире и прекратить государственное финансирование новых электростанций, работающих на угле.
12 ноября в Глазго завершила свою работу 26-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP-26). В рамках конференции было объявлено, что более 40 стран, включая Великобританию, Польшу, Южную Корею и Вьетнам, взяли на себя обязательство в рамках Глобального заявления о переходе на экологически чистую энергетику отказаться от угольной энергетики в 2030-х годах для крупных экономик или в 2040-х годах во всем мире и прекратить государственное финансирование новых электростанций, работающих на угле. Таким образом, главным содержательным итогом экологического саммита стал настоящий прорыв в области «зеленой» таксономии. Эта идея была поддержана как на межправительственном уровне, так и на уровне крупнейших кредитно - финансовых организаций.
Особое внимание мне хотелось бы обратить на Россию. Наша страна поставила перед собой цель достичь углеродной нейтральности к 2060 году. Однако сейчас Россия является одним из ведущих мировых эмитентов углекислого газа наряду с Китаем, США и Индией, поэтому полностью прекратить финансирование углеродоемких отраслей банки сейчас не могут.
Важность внедрения реально работающих механизмов «зеленой таксономии» понимают и на правительственном уровне. Так, замминистра экономического развития России Илья Торосов на сессии «Декарбонизация и энергопереход в России: возможности для иностранных инвесторов» в Глазго заявил, что 10% всех затрат на снижение углеродной емкости экономики должна быть привлечены через зеленые финансы. По его словам, на осуществление энергоперехода потребуются инвестиции в размере около одного процента ВВП ежегодно. Сейчас на российском рынке «зеленых» облигаций обращается ценных бумаг немногим более, чем на 100 млрд. По планам Минэкономразвития к 2024 году этот объем должен составить 300 млрд рублей, а к 2030 – 1,5 трлн. Отдельно стоит отметить, что еще в 2020 году En+ Group призвала производителей металлов к обязательному раскрытию информации об уровне выбросов CO2 по всей цепочке поставок и более активной реализации ESG-мероприятий. Это позволило бы покупателям, которые стремятся ответственно подходить к закупкам и отдают предпочтение «чистой» продукции, принимать взвешенные и экономически обоснованные решения. Сегодня наш призыв особенно актуален. Важно, чтобы драйвером зеленых проектов был именно спрос, как рыночный метод.
Говоря о финансировании «зеленого» перехода, замминистра отметил, что у бизнеса ведущая роль в реализации стратегии низкоуглеродного развития России и достижении целей указов президента. В качестве инструмента в России, в след за ведущими странами создана и запущена система «зеленого» финансирования. Минэкономразвития разработало таксономию «зеленых» проектов за 9 месяцев на основе международных аналогов. Идентичность (кроме признания атома «зелёным») подтверждена экспертами ОЭСР.
Власти рассчитывают, что система даст отечественному бизнесу доступ к емкому рынку зарубежного капитала для расширения круга потенциальных инвесторов. В дальнейшем, по словам Торосова, Россия будет добиваться признания отечественной таксономии и другими международными организациями. Сейчас на внешних рынках получить статус «зеленого» проще, чем в России, поскольку нет необходимости доказывать, что ты или твой проект стопроцентно «зеленый». Для металлургии, например, или ряда других промышленных отраслей это в данный момент в принципе невозможно. Для международного рынка заимствований достаточно, чтобы проект был направлен на снижение углеродных выбросов, сохранение природных ресурсов, снижение уровня загрязнения по сравнению с текущим уровнем. Эти цели компании-заемщики могут формулировать в виде конкретных «зеленых» KPI, которые становятся неотъемлемой частью кредитного договора или эмиссионной документации. В свое время именно этой возможностью решил воспользоваться металлургический бизнес EN+ Group, РУСАЛ. Компания одной из первых привлекла «зеленый» кредит, величина маржи по которому варьируется в зависимости от выполнения ключевых показателей эффективности в области воздействия на окружающую среду и устойчивого развития.
Однако хотелось бы, чтобы все больше привлекательных «зеленых» финансовых инструментов появлялось и на российском рынке. Мы очень рассчитываем, что финансовые инструменты, привязанные к показателям устойчивого развития, станут по-настоящему доступны для российских промышленных компаний, поскольку пока получить их было в России практически невозможно. Среди существующих мер поддержки можно, пожалуй, назвать лишь субсидирование процентов по «зеленым» кредитам и облигациям в рамках Постановления Правительства № 541 от 30 апреля 2019, согласно которому государство будет компенсировать компаниям, привлекшим «зеленое» заемное финансирование, от 60% до 90% процентных платежей по нему. Правда, сначала финансируемый проект должен пройти достаточно непростую процедуру отбора, которая впервые была запущена только в июле текущего года. Поэтому пока, за полтора года с момента принятия Постановления, ни одна компания субсидию не получила.