Группа ВТБ объявила о намерении продать свою долю в сети «Магнит», и это обвалило акции ритейлера. Эксперты, тем не менее, считают сделку полезной для всех ее участников.
Группа ВТБ сообщила о намерении продать приблизительно 17,28% обыкновенных акций «Магнита». В рамках процедуры ускоренного формирования книги заявок к продаже будут предложены до 4,4% акций, говорится в сообщении финансовой организации. Оставшиеся 12,88% будут проданы Marathon Group по цене предложения. В целом на продажу пойдут приблизительно 4,5 млн обыкновенных акций «Магнита»; точное количество станет известно после формирования книги заявок.
По итогам сделки группа ВТБ намерена полностью реализовать свою долю в «Магните». Marathon Group в результате приобретения 12,88% увеличит свою долю в уставном капитале компании до 29,75%, став таким образом ее крупнейшим акционером. Сначала Marathon Group будет распоряжаться 25% акций, а еще 4,75% перейдут к ней после получения необходимого согласования ФАС.
Marathon Group расценивает покупку акций «Магнита» в качестве долгосрочной инвестиции, и в рамках этого приняла на себя обязательство не отчуждать акции в течение одного года, кроме как в ряде принятых для подобного рода сделок исключений. При этом Marathon Group не планирует увеличивать свою долю в капитале компании до контрольной и намерена сохранить большинство мест в совете директоров за независимыми членами.
Как отметил первый заместитель президента — председателя правления банка ВТБ Юрий Соловьев, ВТБ за время владения акциями «Магнита» сделал немало. За это время в компании была сформирована профессиональная управленческая команда, которая проводит постоянную работу по улучшению финансовых и операционных показателей. Компании удалось реализовать ряд стратегических сделок, включая приобретение «Дикси». Запущена программа лояльности, участниками которой на сегодняшний день являются более 55 млн человек, что делает ее одной из самых масштабных программ такого рода в стране. Компания приступила к активному развитию онлайн-коммерции через партнерские и собственные проекты доставки.
В результате за три последних года выручка «Магнита» выросла более чем на 30%. В 2021 году была принята новая стратегия на ближайшие 5 лет, в течение которые компания планирует еще больше ориентироваться на потребителя, продолжить расширять присутствие в сегменте онлайн-торговли и концентрироваться на прибыльном росте.
«Группа ВТБ планирует сохранить партнерские отношения с “Магнитом” и продолжить сотрудничество по существующим проектам и после завершения сделки», — подчеркнули в банке. Новость негативно отразилась на акциях ритейлера, но привела к росту бумаг ВТБ, Так, сообщает «Прайм», на торгах на Московской бирже 18 ноября 2021 года к 20.08 мск бумаги «Магнита» падали на 6,6%, ВТБ — прибавляли 0,1%, тогда как до появления новости акции ритейлера падали в пределах 2,5%, ВТБ — на 0,9%.
Инвестиции в акции «Магнит» не были для ВТБ профильными, напоминает ведущий аналитик отдела глобальных исследований компании «Открытие Инвестиции» Андрей Кочетков. Банк неоднократно заявлял о том, что это стратегические вложения, но всё же не скрывал возможность продажи части пакета. Покупка произошла по цене около 4661 руб. за акцию, так что ВТБ не остался в накладе, а получил вполне солидную прибыль.
Marathon Group станет крупнейшим акционером розничной сети с долей 29,75%. Сам же ВТБ не откажется от совместных проектов, но сосредоточится на развитии финансовых сервисов. Таким образом контроль перейдёт к структуре, для которой «Магнит» не только возможность вложения свободного капитала, но и профильная деятельность, поясняет аналитик.
Поэтому, уверен Кочетков, можно ждать активизации усилий менеджмента по повышению эффективности розничной сети — это повысит её рыночную стоимость и привлекательность для инвесторов, тем более что объём акций в свободном обращении увеличится. От ВТБ же можно ожидать новых покупок, но, скорее всего, в онлайн-сфере — так как крупные банки всё больше склоняются к созданию экосистем, в которых стержневым компонентом являются финансовые услуги, резюмирует эксперт.
Выход ВТБ из капитала «Магнита» может оказаться знаковым явлением для рынка, считает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. Крупная госкорпорация продаёт свой актив частному бизнесу. В определённой степени это проявление разгосударствления. Оно противоположно тренду последних лет на увеличение участия государства в самых разных сферах экономики. Пока, однако, это вряд ли можно считать проявлением новой тенденции — сделка будет, скорее, единичной, хотя и крупной.
Для ВТБ она логична, поскольку финансовая структура освобождается от непрофильного актива, говорит эксперт. Сделку можно рассматривать как завершение длительной инвестиционной операции банка. В начале 2018 года 17,28% акций «Магнита» приобретались по цене примерно 4881 руб. за акцию. По состоянию на 19 ноября, даже после обвального падения на новости о продаже, акция «Магнита» стоит 6018 руб. Если ориентироваться на такую или близкую цену, прибыль от инвестиции в акции составит для ВТБ порядка 23% за почти четыре года.
Перспективы бизнеса «Магнита», как и иных ретейлеров, не очень радужные, продолжает Гойхман. Усиление инфляции и продолжение сокращения доходов населения, конкуренция с маркетплейсами — всё это факторы торможения выручки и прибыли. Поэтому для банка и его акционеров продажа пакета воспринимается как позитив — снимается с баланса непрофильный актив.
Для самого «Магнита» смена собственника части пакета имеет и положительные, и отрицательные стороны. Минусы заключаются в том, что уходит мощный финансовый партнёр с госучастием, придававший надёжность бизнесу и его восприятию инвесторами. Плюсы же, уверен эксперт, состоят в увеличении доли до якорной у структуры, более близкой по бизнесу, профессионально работающей в сфере ритейла.