Зачем президент Болгарии признал Крым российским и что это дает Москве

Президент Болгарии Румен Радев заявил, что Крым де-факто российский. Его слова вызвали гневную реакцию на Украине и недовольство Запада, однако у президента были свои мотивы сделать такое заявление. Как и у России свои основания отнестись к этому заявлению весьма сдержанно

Читать на monocle.ru

Парламентские и президентские выборы в Болгарии (второй тур которых назначен на 21 ноября) вряд ли привлекли особое внимание извне, если бы на них не случился скандал. Действующий президент Румен Радев на дебатах признал Крым российским. Кроме того, он призвал сворачивать санкционную политику ЕС в отношении России. «Чрезвычайно важно иметь прагматизм во внешней политике. Санкции против России выглядят неэффективными. Нам нужна прагматичная политика в отношении Москвы», - заявил президент. Реакция на эту позицию не заставила себя ждать. В ЕС ответили, что комментировать слова Радева не собираются, однако напоминают, что «Европейская позиция по Крыму была очень четкой с 2014 года и с тех пор неоднократно подтверждалась и повторялась. С точки зрения ЕС и его 27 стран-членов, Крым является украинским. Крым - это украинская территория, которая была незаконно аннексирована Россией. в нарушение международного права».

Киев же был куда менее дипломатичен – там вызвали болгарского посла на ковер. «Украинская сторона довела до посла позицию нашего государства о некорректности и недопустимости высказываний президента Болгарии Румена Радева по Крыму во время вчерашних предвыборных теледебатов. Подчеркнули, что слова действующего болгарского президента не способствуют развитию добрососедских отношений Украины и Болгарии и резко диссонируют с официальной позицией Софии на поддержку суверенитета и территориальной целостности нашего государства в его международно признанных границах», - говорится в заявлении украинского внешнеполитического ведомства.

Любопытно, что украинские дипломаты опубликовали реакцию болгарского коллеги на претензии – мол, посол Кocтaдин Кoжaбaшeв подтвердил «непоколебимую позицию Болгарии в поддержке территориальной целостности Украины, включая Крым как неотъемлемую часть территории нашей страны, и усилий по дeoккупaции полуострова, в частности, посредством участия Болгарии в Крымской платформе». Но в то же время потребовали от господина Радева лично опровергнуть свои слова. И господин Радев ее уточнил. «Нет никакой драмы. Вопрос абсолютно ясен. Аннексия Крыма является нарушением международного права, но, как я сказал вчера вечером, в политике есть реалии, и на данный момент Крым является российским», - цитируют президента болгарские СМИ. А его вице-президент Илияна Йотова добавила, что нужно восстанавливать российско-европейские саммиты на высшем уровне и там обсуждать все спорные вопросы. А также серьезно обсудить внутри ЕС необходимость дальнейшего продолжения антироссийских санкций (которые автоматически продлеваются каждые полгода).

И что ему за это будет?

В России же слова господина Радева были, по понятным причинам, встречены с большим энтузиазмом. Им было посвящено огромное количество публикаций в СМИ – но, к сожалению, скорее либо новостного, либо эмоционального характера. «С Балкан пришла славянская письменность и православие. Поэтому именно с Балкан должно прийти и признание Крыма, как законной и неотъемлемой части России. Если Президент Болгарии примет решение о посещении российского Крыма, то уверен, что ему будет оказан теплый и радушный прием», - цитируют российские СМИ слова главы крымской болгарской национально-культурной автономии Ивана Абажера. Между тем, важно понимать, зачем Радев выступил с таким заявлением и каковы будут последствия его слов для РФ.

Мнения относительно мотивов высказывания президента разделились. Некоторые эксперты уверены, что слова Радева отражают сожаления Болгарии об упущенных из-за западной русофобии возможностей. Например, о срыве «Южного Потока» (проекта строительства трубы через Черное море в Болгарию, который Москве пришлось заменить на «Турецкий поток»). «Сейчас не Турция, а Болгария была бы газовым хабом на Балканах и зарабатывала бы на этом большие деньги. Я думаю, что в Болгарии это понимают», - говорит российский политолог Богдан Безпалько. Однако, по мнению эксперта РСМД Вадима Трухачева, если кто и понимает, то, скорее, простое население и отдельные политики типа Радева. «В отличие от народа, элита в Болгарии вполне евроатлантическая. Моды на русофилию там не будет ещё долго. Другое дело, что спрос на пещерную русофобию здесь крайне ограниченный. Тем более, если его олицетворяет погрязший в коррупции (экс-премьер-министр Болгарии) Бойко Борисов», - поясняет Вадим Эксперту Online.

Не исключено, что мотивом президента был рейтинг и мобилизация электората. «Радев подошел к отношениям с Россией очень хитро и прагматично. Он заявил, что Крым в настоящее время является российским, а санкции контрпродуктивными – что понравилось русофилам. Кроме того, он отметил, что Россия в настоящее время не является образцом для подражания - экономически верно и нравится западноориентированным гражданам», - пишет болгарское издание «Актуально». Собственно, социологи говорят, что действующий президент выиграл те дебаты весьма уверенно. 43% опрошенных признали за ним победу и лишь 10% отдало ее оппоненту Анастасу Герджикову. При этом подход Радева к внешнеполитическим вопросам (включая отношения с РФ и США) понравился 52% респондентов, а линию господина Герджикова (говорившего, что Крым украинский, чей бы флаг при этом не реял над полуостровом) поддержали 24% опрошенных. В целом же господин Радев является однозначным фаворитом выборов.

Однако, с другой стороны, что именно его победа даст России? «Президент в Болгарии имеет мало полномочий. А правительства, более-менее лояльного нам, там уже 12 лет не было. Так что иллюзии питать не стоит. Болгария слишком бедна по европейским меркам, чтобы позволить себе быть пророссийской. Германию и Голландию в плане денег и рабочих мест мы, увы, не можем», - говорит Вадим Трухачев. Можем лишь вознаградить господина Радева за его слова скидкой на газ (которую он, по словам Вадима Трухачева, возможно и пытается так выторговать).

Эта победа действительно не даст ни признания Крыма Болгарией, ни «эффекта домино» в этом вопросе по всей Европе. Но Москва этого, строго говоря, и не добивается. Российские власти являются реалистами и понимают, что такое признание на бумаге в ближайшее время маловероятно. Поэтому нам достаточно хотя бы признания в головах – чтобы Запад осознал и смирился с тем, что Крым стал российским и назад ситуацию уже никак не обратить. И когда это осознание возникнет, Россия и Европа могут начать серьезных разговор о новых правилах Modus Vivendi